Пять чакр и пять упражнений ца-лунг

+ -
0
Пять чакр и пять упражнений ца-лунг

Благодаря Девяти очистительным дыханиям вы познакомились с основами устройства священного тела. Вы поработали с тремя каналами света, освоили процесс выделения ваших проблем, трудностей и омрачений и соединения с соответствующим ветром (лунгом), научились освобождаться от этих ветров через три канала и входить в состояние открытости и все более тонкого восприятия бытия. Попадая в состояние открытого осознания все чаще и чаще и оставаясь в нем все дольше и дольше, вы ближе познакомитесь с этим состоянием и привыкнете доверять ему.

В этой главе мы поговорим о дальнейшей, более тонкой работе со священным телом, которая может быть полезной для освобождения от ограничивающих шаблонов и раскрытия вашего позитивного потенциала.

В центральном канале есть несколько энергетических центров. На санскрите такие центры называются чакрами, на тибетском — хор-ло. Оба эти слова дословно означают «колесо». Мы будем использовать термин чакра, поскольку он уже хорошо знаком западному читателю.

Упражнения, приведенные в этой книге, предназначены для работы с пятью чакрами, расположенными в центральном канале:
  • коронной (макушечной),
  • горловой,
  • сердечной,
  • пупочной,
  • тайной (расположенной на четыре пальца ниже пупка).

Каждая чакра содержит в себе определенные возможности для освобождения от шаблонов, ограничивающих нашу жизнь, и каждая предлагает особые возможности для развития позитивных качеств. От шаблонов мы освобождаемся посредством сосредоточения, дыхания и движения, а позитивные качества развиваем, пребывая в открытом осознании, отпуская беспокойство и все ближе знакомясь с пространством, которое открывается в результате. Когда мы обращаем взор на открывшееся пространство, вместо того чтобы продолжать фокусироваться вовне на человеке или ситуации и внутри на проблеме или истории, мы можем обнаружить в этих чакрах уникальные тонкие энергии.

Пять упражнений Ца-Лунг открывают чакры для соединения с глубинной мудростью, которая изначально присутствует в нас. Ца в переводе с тибетского означает «канал», лунг — «ветер»; с ветром вы уже работали в Девяти очистительных дыханиях. В упражнениях Ца-Лунг вы делаете вдох, фокусируясь на определенной чакре. Затем вы продолжаете вдох и задерживаете дыхание, выполняя определенные движения, цель которых — обнаружить в чакрах блоки и замутнения. После выдоха вы пребываете в состоянии открытого осознания, что позволяет вам осознавать более тонкие качества.

Пять упражнений Ца-Лунг



1. Восходящий ветер



Очищает все чувства и открывает коронную чакру. Приносит дыхание блаженства и дарует способность к речи.

Способствует достижению абсолютного, изначально чистого тела истины.

От всего сердца я приветствую восходящий ветер элемента Земли.


Восходящий ветер и коронная чакра



Первое упражнение — Восходящий Ца-Лунг. Оно очищает горловую и коронную чакры. Давайте рассмотрим возможность, которую предоставляет нам коронная чакра. Сядьте в покое и почувствуйте или визуализируйте свой центральный канал. Пройдите своим вниманием по нему вверх до макушки головы. Когда мы направляем внимание на коронную чакру, у нас появляется энергетическая возможность соединиться с безграничным, открытым пространством бытия. Природа ума всегда чиста, как безоблачное небо. Ясность — фундаментальное качество ума, и состояние открытости естественно для всех нас, но наша природная ясность часто не осознается нами из-за привычных шаблонов, которые отвлекают нас о*г нее. Восходящий лунг поддерживает опыт ясности. Когда в коронной чакре пробуждаются тонкие энергии, мы чувствуем себя одним целым со всей жизнью, с пространством, пронизывающим все существование. На уровне конкретных ситуаций мы можем просто быть открытыми, то есть подходить ко всему с открытым умом.

Направляя внимание на коронную чакру, соединитесь с покоем, безмолвием и просторностью. Далее поразмышляйте о том, что в вашей жизни препятствует открытости. Вы можете почувствовать, что одним из облаков, закрывающих открытость, является гнев. Вспомните ситуацию или отношения, в которых вы испытывали гнев, почувствуйте сопутствующее ему возбуждение, осознайте и выделите его, а затем просто выполните упражнение Восходящий Ца-Лунг. В начале упражнения важно вспомнить трудную ситуацию или отношения, которые вам не удается отпустить. Когда вы вспомните это, вы увидите, что открыться вам мешают напряжения в теле, беспокойство, гнев, раздражение или страх, лишающие вас эмоциональной энергии; вы можете почувствовать смятение, в котором пребывает ваш ум, или его сверхактивность, или просто ощутить чувство подавленности и тяжести. Эти состояния удерживаются ветром; осознавая их открыто и прямо без суждений и проработки, вы соединяетесь с этим ветром. Таким образом, вы выделяете то, что будет удалено, или отпущено, с помощью движений тела. Выделив проблему, выполните упражнение Восходящий Ца-Лунг, как описано ниже.

Восходящий Ца-Лунг



Примите удобную позу, сидя на полу или на стуле со скрещенными ногами. Руки можно положить на колени (см. рис. 2-1).



Выдохните застоявшийся воздух и сфокусируйтесь на горловой чакре. Вдохните свежий, чистый воздух и задержите дыхание, представляя себе, что этот воздух заполняет горло, как нектар вазу. Не выдыхая, вдохните еще раз, удерживая внимание на горле.

Представьте, что ваше фокусирование на горле и повторный вдох производят тонкое тепло, распространяющееся по телу, которое вы направляете по центральному каналу вверх к макушке, делая вращательные движения головой (см. рис. 2-2 — 2-5) — пять раз влево (против часовой стрелки, если смотреть на вас сверху), а затем пять раз вправо (по часовой стрелке). Во время этих движений ощущайте, как лунг, или тонкий ветер, поднимается по центральному каналу к макушке головы, очищая и питая ваши органы чувств и мозг. Теперь выдохните через нос, сначала медленно, а к концу более резко, втягивая диафрагму.



Выдыхая через нос, визуализируйте, как внутренний тонкий ветер поднимается по центральному каналу и выходит через макушку головы, унося с собой все ненужное. Оно выбрасывается в пространство над головой и немедленно в нем растворяется. Удерживайте внимание в области макушки, пока ощущение остается свежим.

Каждый раз, когда вы повторяете это упражнение, уделяйте время выделению того, от чего вы хотите освободиться, а затем отпускайте ветер. Завершая упражнение, оставайтесь какое-то время в состоянии открытого осознания. Когда вы выдыхаете, лунг проходит через макушку и устраняет блоки. Вы действительно чувствуете восходящее движение лунга и его результат — растворение облаков ваших омрачений в небе осознания.

Вы можете повторять это упражнение три, пять или семь раз, помня о том, что должны оставаться в состоянии открытого осознания все дольше и дольше, по мере того как ваша способность к этому будет развиваться. Пребывание в состоянии открытого осознания особенно важно в конце цикла из трех или более упражнений — перед тем как вы переходите к следующей чакре.

Восходящий ветер и горловая чакра



Восходящий Ца-Лунг прочищает также горловую чакру, поэтому вы можете проделать цикл из трех-пяти движений, фокусируясь в большей степени на ней. Прежде чем начать это упражнение, направьте внимание на горловую чакру. Поразмышляйте о своей склонности ко лжи, резкости высказываний и сарказму. Или, возможно, у вас очень хорошо получается спонтанно жаловаться. Может быть, вы никогда не озвучиваете свои жалобы, но они отражаются у вас на лице или вы осуждающе поджимаете губы. Видите ли вы в себе такие тенденции? С вами так бывает? Так бывает со всеми, вопрос лишь в том, насколько это осознается.

Иногда негативная речь принимает форму простых замечаний, высказываемых себе о самом себе: «Ах, я не могу поверить, что сделал это опять!» Поэтому для начала осознайте жалобу. Осознайте, насколько поразителен механизм ее спонтанного возникновения. Вы знаете, что не хотите быть критичным, но понимаете, что все равно критикуете, даже если не хотите. Даже если вы делаете это чуть более позитивным или мягким образом, это все равно жалоба. Энергия жалобы очевидна. Существует ветер, поддерживающий негативную речь, который называют Несбалансированным Восходящим ветром. Он так силен, что вам даже не нужно задумываться о том, как высказать жалобу. Если вам нужно написать стихотворение, вы сядете и будете думать: «Как мне написать это стихотворение? Какое слово вставить сюда?» Но жалоба просто сама выходит из вас. Некоторые люди высказываются очень миролюбиво, мягким и дружелюбным голосом, но все равно это чистой воды жалоба. Другие хотят, чтобы весь мир знал об их жалобах, поэтому повышают голос и громко кричат, так чтобы слышали соседи. Какие бы формы жалоба ни принимала, она, так же как ложь, сплетни, клевета и оскорбления, являет собой Несбалансированный Восходящий ветер.

Многие из нас любят посплетничать. Некоторые сплетни кажутся безобидными, в то время как другие могут быть оскорбительными. Вам, вероятно, не хотелось бы, чтобы кто-то отзывался о вас определенным образом, однако когда вы говорите так же о других, то находите себе оправдание: «Мы просто болтаем за чашечкой кофе. Я никому не наношу вреда». Сплетни вызывают любопытство. Некоторые люди как будто пробуждаются, когда слышат что-нибудь пикантное: «Как хорошо было с тобой поговорить! Нам надо чаще общаться». Вы видите, как человек оживляется и его глаза загораются в предвкушении. Верный способ заставить такого человека заснуть — поговорить с ним о буддийском пробуждении, о мудрости пустоты или о чем-то еще в этом роде. Но пятнадцать минут скабрезных сплетен — и он говорит: «Теперь я чувствую себя полностью проснувшимся!» Это означает, что у человека есть соответствующий ветер внутри.

Еще одна проблема, связанная со сферой действия Восходящего лунга, — это неспособность слушать других. Часто человек воспринимает беседу с кем-либо как состязание со своим внутренним диалогом, так что в конце концов он слушает больше себя, чем собеседника. Неспособность слушать и видеть кого-то другого, вне всяких сомнений, является формой ветра, который может включать в себя беспокойные эмоции и мысли, омрачающие сознание. Эти ветры можно ощущать непосредственно, когда вы входите в состояние неподвижности, безмолвия и просторности, соединяясь с ними или выделяя их, а потом удаляя с помощью Восходящего Ца-Лунга. Для присутствия в образующемся в результате чистом пространстве больше не требуется усилий, потому что вы понимаете, что это ваше естественное состояние.

Возможно, вы считаете, что сомнения — это преграда, которая в данный момент играет существенную роль в вашей жизни. Какие сомнения одолевают вас прямо сейчас? Если вы хотите что-то изменить в своей жизни с помощью медитации, необходимо работать с текущим опытом. Он должен быть вашим личным. Он должен быть свежим. Работая с сомнениями, обратите внимание на то, как они влияют на вашу речь. Отсутствие уверенности в себе, как правило, приводит к неполноценному общению. Это может проявляться в недостаточно ясной, прямой, открытой, смелой, участливой речи. Просто подумайте, каких качеств вам недостает в общении с другими людьми.

Вы говорите: «Я — прямой человек!» Это может означать, что ваш голос звучит резко и вы часто кричите на людей. Это не имеет ничего общего с прямотой. Скорее, это свидетельствует о психической неустойчивости. Можно быть прямым и говорить все, что вы хотите сказать, с чувством открытого пространства и с добротой. Но в конце концов вы можете обнаружить себя говорящим что-то, чего говорить не планировали. Вы открываете рот и говорите все, чего говорить не хотели. А потом, после того как уже всё высказали, вы удивляетесь: «Что же я сказал? Я планировал говорить совсем о другом, но вышло все наоборот». Это то, что препятствует общению. Происходит так в основном потому, что вы не осознаёте связь с открытым пространством. Что это означает? Это означает, что в каждый момент пространство существует и его можно ощутить, но чего нет — так это вашей способности соединиться с ним.

Так что поразмышляйте над всем, что связано с речью: о том, что вы говорите другим людям, о том, что вы думаете, но не говорите вслух, о тоне вашего внутреннего диалога. Попробуйте энергетически соединиться с этим. Просто осознавайте это без осуждения. Вот как нужно выделять то, от чего вы хотите очиститься. Затем снова проделайте Восходящий Ца-Лунг, на этот раз фокусируясь в большей степени на области горла и ощущая, как лунг распространяется, питая и очищая ваше горло, в то время как вы выполняете упражнение так же, как в предыдущем случае. Выпуская ветер через макушку, вы удаляете то, что было выделено. Представляйте, как все негативное растворяется в пространстве.

После этого сфокусируйтесь на горловой чакре, просто направив чистое внимание в пространство, открытое в горле. Это лучший рецепт для развития позитивных качеств.

Говоря о позитивном потенциале горловой чакры, обычно используют аналогию с солнцем, сияющим в чистом небе. Солнце позволяет вам увидеть чистое небо. Осознание этого пространства приносит глубокое чувство наполненности. Это чувство возникает, когда свет осознания встречается с пространством. Традиционная аналогия для его описания — ощущения потерявшегося ребенка, когда он видит в толпе свою мать; это узнавание, приносящее чувство наполненности.

Ощущение живости позитивных качеств связывают с горлом, но вы можете оказаться неспособны получить к ним доступ из-за беспокоящих эмоций и сомнений. Часто, когда вы сплетничаете или жалуетесь, вы отделяетесь от ощущения целостности. Возможно, вы замечали, что в вашей жизни чего-то не хватает, но вам недоставало знаний о том, как это влияет на ту или иную чакру или какой вид лунга вызывает это. Не хватает того, что мы называем ясностью. Данные практики представляют собой карты и инструменты для усиления ясности.

Горловая чакра, как никакая другая, способствует поддержанию осознания яркости каждого момента, полноты и насыщенности присутствия в настоящем. Поэтому, после того как человек очищается от затемнений пространства в коронной и горловой чакрах, его опыт осознания этого пространства подобен восходящему на небосклоне солнцу, освещающему источник всех благих качеств. Это может проявляться в ощущении чувства целостности. Вы целостны именно такие, какие вы есть в данный момент. Даже мимолетное соприкосновение с открытостью запускает мощный процесс, который в конце концов приведет к рассеянию тьмы неведения.

Роль практики Ца-Лунг, описываемой здесь, состоит в том, чтобы помочь вам очиститься от определенных симптомов. Это очищение происходит за счет восходящего движения лунга. Область очищения — горловая и коронная чакры. Вот и все.

Решения проблем, которые у вас есть в данный момент и с которыми вы пытаетесь работать в этой практике, могут и не оказаться главными ключами, открывающими двери в просветление. Но они, несомненно, являются ветвями, которые имеют связь с корнем. Выполняя описанные в этой книге упражнения, вы можете произвести направленные и очень быстрые изменения в своем восприятии жизни. Когда вы начнете замечать эти изменения, они будут побуждать вас к еще большему углублению в практику. Почему? Потому что практика медитации станет для вас инструментом работы непосредственно с проблемами, влияющими на вашу жизнь, проблемами, имеющими действительно глубокие корни. И по мере продолжения работы свет вашего осознания будет направлен на эти глубокие корни. Вы в прямом смысле сможете освобождаться от некоторых проблем, чтобы получать больше удовлетворения от своей работы. Эта практика может спасти ваши отношения. Или помочь отказаться от какой-то привычки, что может быть единственной возможностью для вас продолжать жить.

С какими бы проблемами вы ни сталкивались в своей жизни, важно их признавать и включать в практику, но не использовать практику как убежище, в котором вы прячетесь от этих трудностей. Есть такие проблемы, с которыми необходимо работать напрямую и своевременно, и практики, представленные в данной книге, помогут вам это сделать. Я хочу, чтобы вы выполняли упражнения с желанием, всем сердцем, привнося в них свои личные проблемы и открывая мудрость, которая заключена внутри вас.

Для многих из нас в определенные моменты жизни становится очевидным, что нам «просто необходимо пространство». В нашем современном мире мы часто чувствуем себя напряженными от ежедневной суеты, наш ум переполнен ответственностью и деталями повседневной жизни, а иногда мы бываем так истощены к концу дня, что хотим только одного — уединиться перед телевизором или за книгой. Но, теоретически принимая идею о том, что пространство пронизывает все формы, в том числе и наш ум, мы можем не чувствовать связи с этим пространством или не осознавать его присутствия, что, конечно же, не помогает нам. Эта ситуация может кардинально измениться благодаря практике Восходящего Ца-Лунга. Важно обращать внимание на одну из тенденций ума — привычку переключаться с одной проблемы на другую, — которая может сводить на нет позитивный эффект от медитации. Не осознавая того, мы привязаны к своим повседневным проблемам и уделяем им слишком много времени, даже если понимаем, что это никак не ведет к их разрешению.

Через очищающий аспект этого упражнения Ца-Лунг мы отпускаем свои физические, эмоциональные и ментальные привычки и соприкасаемся с более чистым и свежим состоянием бытия. Здесь-то и начинается настоящая практика — практика все большего и большего знакомства с открытостью. Признав отсутствие открытости или просторности в какой-либо ситуации, мы можем осознать это состояние, выделить его, а затем удалить с помощью дыхания и, в данном случае, движения. Оно удаляется для обретения нужного качества. Если говорить о работе с коронной чакрой, то мы начинаем лучше осознавать пространство. Именно к этому мы и стремимся. Действительно ли это так? Работает ли это? Попробуйте! Это интересно.

Иногда можно услышать: «Да, я ощущаю ясность, но потом опять начинаю думать о своих проблемах». Это очень хороший знак. Под хорошим знаком я подразумеваю не возвращение к проблемам, а то, что вы ощущаете ясность. Это вопрос развития знакомства с этим состоянием. Всех нас посещают удивительные переживания, связанные с проблесками мудрости, радости и любви, но они непостоянны. Мы ощущаем ясность лишь в течение короткого промежутка времени. Потом снова возвращается состояние неопределенности, и оно длится так долго, что кажется нам постоянным.

Повторяю, медитация — это процесс развития знакомства с открытостью.

Я хочу прояснить кое-что в отношении метафоры с выделением и последующим удалением компьютерных файлов. Пожалуйста, не ждите, что ваш процесс будет таким же простым, как удаление файлов с компьютера. «Хорошо, выбираем. Да. Нажимаем на кнопку “Удалить”. Сделано!» Я использую эту метафору для описания стадий процесса. В момент удаления что-то происходит. Несомненно, что-то удаляется, -но это не означает, что исчезают все аспекты привычного шаблона. Вы находитесь на пути к целостности, но не ожидайте, что все изменится мгновенно!

Согласно древним текстами, в результате выполнения упражнения Восходящий Ца-Лунг в течение долгого времени проясняется ум и улучшается способность к концентрации. Речь становится более мягкой и спокойной, более ясной и эффектной и может оказывать на людей объединяющее и гармонизирующее воздействие. В тибетских текстах даже упоминается о том, что практикующий начинает спонтанно петь и громко смеяться!

2. Жизненный ветер



Создает, жизненную силу, увеличивающую продолжительность

жизни и открывающую сердечную чакру.

Очищает мысли и разжигает огонь мудрости.

Способствует достижению абсолютного, изначально совершенного тела целостности.

От всего сердца я приветствую ветер жизненной силы элемента Пространства.


Жизненный ветер и сердечная чакра



Снова направьте внимание на центральный канал вашего тела; чтобы ощутить его присутствие, используйте воображение. Сфокусируйтесь на середине груди, где находится энергетический центр, называемый сердечной чакрой. Здесь обитает Жизненный ветер. Цель упражнения Жизненный Ца-Лунг — увеличить продолжительность жизни и укрепить силу воли, память и уверенность в себе. В высшем смысле, этот лунг поддерживает способность человека пребывать в естественном состоянии ума.

Для того чтобы привнести эту практику в свою повседневную жизнь, давайте изучим, как пользоваться упражнением Жизненный Ца-Лунг.

Прежде всего соединитесь с неподвижностью тела; прислушайтесь к безмолвию; осознайте свободное от мыслей пространство ума, ощутите просторность. Побудьте в этом состоянии некоторое время, пока не почувствуете, что нашли свое внутреннее прибежище. Ваше внимание направлено на сердечную чакру.

Теперь постарайтесь вспомнить ситуацию, в которой вы ощущали отсутствие связи с собой. Результатом отсутствия связи с собой могут быть возбуждение, беспокойство и даже гнев или же грусть и подавленность. Это две стороны одной медали — отсутствия связи с собой. Пока у вас есть энергия, вы испытываете возбуждение и гнев, выражаете их. Затем, теряя энергию, вы «сползаете вниз» и чувствуете себя подавленным. Конечно, в таком состоянии у вас нет энтузиазма и творческого вдохновения, как нет и силы воли. Возможно, вы испытываете грусть или вам недостает живости и энергичности. Вы можете быть угрюмым, неуверенным в себе или находиться в ступоре, не желая двигаться.

Мы применяем один и тот же принцип на протяжении всей книги: осознайте это ощущение отсутствия радости. Увидьте это ощущение. Даже это может оказаться для вас трудным, потому что не все чувствуют, когда они отсоединены от себя. Вы теряете связь с собой, но не способны увидеть этого. Иногда вам не удается осознать это до тех пор, пока не возникает ситуация, когда вы расстроены, или столкнулись с трудностями, или замечаете, что постоянно откладываете что-то или чего-то избегаете. Ваше внимание удерживается на так называемой проблеме, но источник этой проблемы — потеря связи с собой. Верните внимание к себе и понаблюдайте. Способность сделать это — уже значительное достижение.

Когда вы возвращаетесь вниманием к себе, встает вопрос: как вы наблюдаете? Вы должны наблюдать за тем, что происходит внутри вас, не думая об этом и не вынося суждений. Не оценивайте то, что произошло, или происходит сейчас, или еще не произошло. Вы должны видеть то, что есть, и видеть это в трех аспектах: в теле, дыхании (или энергии) и уме. Например, на уровне тела вы можете ощущать тяжесть. На энергетическом уровне — испытывать беспокойство или волнение. На уровне ума — чувствовать себя слегка рассеянным или атакуемым нежелательными мыслями.

Возможно, у вас нет ясности относительно того, что вы ощущаете. Я не думаю, что прилагать большие усилия — хорошая идея. Если ясности нет — ее нет, но если, уделив какое-то время чувству отделенности, вы сможете ясно ощутить его, работайте с этим. Фокусируйтесь на отсутствии ясности, на ощущении беспокойства или подавленности, на любом другом ощущении. Оно может не относиться к тем ощущениям, которые вы испытываете обычно. Возможно, оно возникает только тогда, когда вы видите на работе определенного человека. Привнесите это ощущение или ситуацию в область ума, а затем переместите фокус на свое тело, энергию и ум. Уделите особое внимание сердечной чакре. Соединитесь с тем, что есть, как можно чище, без осуждения происходящего и без дальнейшего анализа. Просто чувствуйте это. Так вы выделяете. А теперь приступайте к упражнению, чтобы освободиться от того, что вы выделили.

Жизненный Ца-Лунг



Примите удобную позу, сидя на полу или на стуле со скрещенными ногами. Руки на бедрах (рис. 2-6). Фокусируясь на сердечной чакре, выдохните застоявшийся воздух, а затем глубоко и мягко вдохните и задержите дыхание. Представьте себе, что сердечная чакра наполняется нектаром вашего дыхания, который становится теплым, когда вы делаете повторный короткий вдох.



Затем позвольте этому нектару заполнить область сердца, выполняя следующие движения: вытяните правую руку в сторону, держа пальцы вместе, и сделайте круговое движение над головой, направляя руку сначала вперед, потом назад, проводя ее над головой и за головой и снова выпрямляя вправо (рис. 2-7 — 2-16). Выполняя круговое движение, вытягивайте и разводите пальцы, а в конце собирайте их в кулак. Проделайте это пять раз правой рукой. Затем повторите аналогичные движения левой рукой, не забывая фокусироваться на сердечной чакре. Продолжая задерживать дыхание и снова поместив руки на бедра (рис. 2-17), сделайте пять вращений назад правым плечом (рис. 2-18 — 2-21), а потом пять вращений назад левым плечом. Эти движения упражняют





область сердца. Вернитесь в исходное положение и выдохните через нос. Представляйте, что выдох происходит из области сердца, освобождая вас от несбалансированного ветра, негатива и блоков, которые сразу же растворяются в пространстве. Соедините руки у живота, приняв медитативную пятичленную позу.

Осознавайте ощущение физической, энергетической и умственной открытости. Побудьте в этом состоянии. Повторите все упражнение (то есть пять вращений руками в обе стороны и пять вращений плечами в обе стороны) три, пять или семь раз, постепенно увеличивая длительность пребывания в состоянии открытого осознания.

Осознание — это внутреннее солнце, сияющее на внутреннем небе. От тепла этого солнца и расцветают позитивные качества. Постарайтесь постоянно чувствовать в своем сердце тепло осознания. Соединяясь с любым позитивным качеством, которое в вас проявляется, позвольте ему проникнуть в ваше сердце, представьте, как оно пронизывает вашу плоть, кровь, лицо, глаза, клетки всего тела. Ощутите сдвиги и перемены, связанные с обретением нового позитивного качества, физически.

Поразмышляйте над следующей метафорой. Представьте, что ваша сердечная чакра подобна маленькому саду, в котором много сорняков и камней — они олицетворяют вашу депрессию, грусть и отсутствие ясности. Когда вы смотрите на себя, вы можете увидеть и почувствовать, что ваш позитивный потенциал не раскрыт — как в запущенном саду. Осознавая это, вы его выделяете. Когда вы проделываете физические упражнения, вы вскапываете землю в вашем саду и выпалываете сорняки. Выдыхая, вы избавляетесь от сорняков. Теперь земля очищена и содержит в себе только изначально совершенные семена позитивных качеств. В дзогчене это понятие изначального совершенства называется лхундруп — это слово означает, что все позитивные качества изначально присутствуют в пространстве бытия в совершенном виде. Так что семена радости, например, уже находятся в нем. Поскольку почва очищена, вы можете соединиться с потенциалом позитивных качеств и увидеть, как они проявляются в вас. Итак, теперь вы знаете об этом чистом и открытом пространстве и способны осознавать его.

Осознание — это вода, солнце и воздух бытия, поэтому, чем дольше вы осознаете это пространство и чем ближе знакомитесь с ним, тем быстрее будут всходить семена и тем больше вырастет цветов и плодов. В какой-то момент вы увидите это. Это не то, что достигается усилием. Продолжим данную аналогию. Вы, исполняя роль садовника, готовите почву, сажаете в нее семя и заботитесь о растении с момента его появления и до цветения. В процессе медитации «забота о растении» означает прежде всего отсутствие оценок и суждений относительно чего-либо и постоянное осознание. Чем дольше тепло осознания согревает это пространство, тем быстрее идет развитие. По мере того как вы ближе знакомитесь с этим пространством, ваш опыт становится более устойчивым. Очистив пространство однажды, пребывайте в нем.

Когда проявится радость, не останется места для грусти, потому что радость выразит себя в форме и эта форма займет ее место. Логика проста. Проблема в том, чтобы осуществить это. К сожалению, часто у многих из нас отсутствует доверие к открытости.

В следующий раз, когда вы будете испытывать глубокую печаль, вместо того чтобы закрыть дверь, отключить телефон, отменить встречи, отгородиться от мира и пойти спать — а именно так поступает большинство людей, — просто загляните в себя. Прочувствуйте свою печаль. Удерживайте ее в качестве объекта осознания, когда соединяетесь с неподвижностью тела, безмолвием и пространством. Проделывайте это упражнение снова и снова, пока не ощутите перемещение в состояние открытости. Вот тогда, пребывая в этом состоянии открытости, можете идти спать. Это хорошее состояние для сна. Когда вы проснетесь после такого сна, наверняка на вашем лице будет сиять улыбка. Так что в следующий раз, когда вас одолеют негативные эмоции, выполните упражнение Ца-Лунг. Не задавайте вопросов. Просто будьте осознанным и выполняйте упражнение.

Мы всегда стараемся иметь дело с раздраженным умом, а не с тем, что создает проблему, не с главной причиной — недостаточным знанием нашей истинной природы. Представьте себе комнату, в которой собралось много людей. Когда снаружи светит солнце, окна закрыты и слишком много людей дышат в замкнутом помещении, вы можете почувствовать в точности то же самое, что чувствует человек в депрессии. Что вы будете делать? Заметив, что чувствуете себя не очень хорошо, будете ли вы спрашивать себя: «Что же со мной происходит?» Если вы будете продолжать задавать себе этот вопрос часами, то станете чувствовать себя все хуже и хуже. Вы истощите себя, занимаясь поиском причины своего плохого самочувствия. А потом в какой-то момент вы решите, что, возможно, проблема не в вас, а в человеке, сидящем рядом с вами, что это он является причиной вашего дискомфорта, и вы какое-то время будете зациклены на этой мысли. Вы даже подключите к этой спекулятивной мысли других, позвонив им или отправив электронные письма. Но можно принять и другое решение: встать и открыть окно, чтобы помещение проветрилось. Через несколько минут вы почувствуете себя лучше.

Какой из этих двух способов решения проблемы вы бы предпочли? Скорее всего — второй, поскольку он более эффективен.

То же касается и сердца. Оно нуждается в свежем воздухе. Ему нужен правильный вид внимания. Сердце необходимо питать, осознавая чистое и открытое пространство бытия, в котором движется тонкий воздух — тонкий ветер, поддерживающий такие позитивные качества, как любовь, сострадание, радость, спокойствие и другие. Это то, чего ему недостает.

Привязанность к отождествлению с болью



Давайте представим, что вы работали с вашей печалью и с помощью упражнений Ца-Лунг освободились от нее. Облака исчезли, пространство открылось, появилось солнце, пришло тепло. Что теперь стало доступным для вас? Радость. Почему? Потому что избавление от печали открывает пространство, рождающее радость. Радость пребывает в глубине этого уникального пространства, она просто закрыта облаками печали, и она ждет. Когда пространство получает тепло вашего осознания, качество радости пробуждается. Когда это внутреннее пространство получает достаточно тепла, радость проявляется через вас. Ваша структура начинает меняться. В ваших глазах появляется сияние. Вы обретаете способность видеть в ситуациях позитивный потенциал. Начинают меняться ваши поступки, ваша речь, поскольку в вас пробудилась радость. Вы можете обнаружить, что спонтанно улыбаетесь или даже смеетесь.

Но, к сожалению, иногда вы «гасите» радость прежде, чем она достигает того места, где может созреть. Это похоже на то, как отключается электричество. Может быть, из-за короткого замыкания. Может быть, из-за неисправного выключателя. Вот и все! Тепла больше нет. Что случилось с тем энтузиазмом, который вы ощущали во время медитации? Вместо энтузиазма растет чувство неудовлетворенности. Вам кажется, что медитативная практика больше не работает. Вы усердно трудились, чтобы очиститься, но, кажется, вы больше привязаны к тому, от чего пытаетесь освободиться, чем к результату очищения: «Я понимаю свою ситуацию. Я обсуждаю ее с друзьями. Моя боль становится их болью. Я считаю, что страдания объединяют людей. Мои родители любят меня из-за моей боли. Моя группа поддержки любит меня из-за моей боли. Что я буду делать, если у меня не будет этой боли? Я потеряю связь со всеми этими людьми! Мой мир будет пуст». Это может показаться преувеличением, но, сознательно или бессознательно, мы боимся потерять то, к чему привыкли, даже если это боль.

Наша привязанность к кармическому концептуальному телу боли может становиться все более и более тонкой. Скажем, постепенно, шаг за шагом вам удалось освободиться от некоторых привязанностей и страданий. Вы проделали большую работу и преодолели какую-то часть своей боли и смятения. Но в момент, когда вы действительно преодолеваете их, вы срываетесь. «Это скучно. Здесь нет жизни. Мне нечего сказать. Во мне больше нет искры. Нет вдохновения». Вы обнаруживаете, что ваше вдохновение, внутренний диалог и мысли были связаны с болью и, когда боль уходит, все прекращается. «Я не знаю, о чем говорить». В безмолвии вашего внутреннего пространства вы не находите слов. Нет никаких тем для разговора. Ваши концептуальные спекуляции и искания иссякли.

Почему это пространство не живое? Вопрос в том, чтобы привнести в него жизнь. Вот что мы имеем в виду, говоря о тепле осознания. Осознания чего? Да самого пространства! Десять минут внимания к чистому, открытому пространству сердца привносят в него тепло, и в этом тепле созревает радость. Когда она появляется, важно осознавать ее. Осознание появляющейся радости ускоряет ее созревание.

Как я уже говорил, это отражается даже на физическом состоянии. Кожа, лицо, глаза, сама структура плоти, крови и клеток, которые раньше выражали вашу печаль, начинают меняться. Ваше тело получает другое послание. Когда радость проявляется в этом пространстве, цикл завершается. Вместо того чтобы ма-териализовывать страдания, вы начинаете ма-териализовывать просветление.

Выполняя упражнения Ца-Лунг, не ожидайте от них мгновенного результата. Просто знайте, что они будут работать. Знайте, что вас могут ожидать трудности, но эти трудности — ничто по сравнению с вашим постоянным смятением и негативностью.

В следующий раз, когда вы будете испытывать гнев, осознайте, что все, что вы хотите сказать, называется Несбалансированным Восходящим лунгом. Итак, теперь вы думаете: «Я выпущу этот ветер в пространство прежде, чем появятся слова». Если дело идет к словесному выражению, выполните упражнение Восходящий Ца-Лунг. Однако ситуация может выстраиваться не в сторону речи. Вы так злитесь на себя, так расстраиваетесь, что вам хочется убежать от всего мира. Вы чувствуете себя таким подавленным, одиноким и лишенным поддержки, что готовы разорвать связь с миром и всеми, кто в нем есть. Ваш ум попадает в ловушку. Так что же вам делать? Вместо того чтобы слишком долго пребывать в этом состоянии, поработайте с дыханием. Осознавайте живость и энергичность этого опыта, снова и снова выполняйте упражнение Жизненный Ца-Лунг. Соединяйтесь со всем, что вы ощущаете, и отпускайте это. Почувствуйте, как лежащий в основе этих ощущений ветер выходит из вашего сердца.

И, опять-таки, не ожидайте, что ваша практика сразу же пойдет так успешно, как описано здесь. Выполняя ее, вы будете лучше спать и меньше беспокоиться, но вы можете не увидеть цветок любящей доброты сразу. На это может уйти какое-то время. И все же, каждый раз, занимаясь практикой, вы готовите почву. Пребывая в открывающемся пространстве, вы питаете эту почву теплом и влагой. Поэтому семена любящей доброты, которые уже есть в вас, прорастут очень быстро. Оставайтесь как можно дольше в этом пространстве, уделяя внимание своему сердцу. Это поможет вам накопить больше тепла. Если вы будете повторять эти упражнения в течение нескольких дней, в какой-то момент вы даже можете забыть о том, насколько ужасно чувствовали себя раньше. Но не думайте, что на этом все заканчивается. Вы должны продолжать практику. Когда вы находите пространство открытости, у вас появляется гораздо больше возможностей согреть его, потому что помех становится все меньше и меньше.

Однако именно в этот момент, когда вы начинаете согревать пространство, есть опасность совершить множество ошибок. Вы можете оглядываться вокруг в поисках новой проблемы, потому что это то, к чему вы так привыкли. Это ошибка. Что вам следует делать? Вместо этого продолжайте согревать своим вниманием пространство открытости, пока в нем не проявятся радость и любовь в их полном выражении. Полное выражение радости — это некое ощущение, подтверждающее, что печали больше нет — по крайней мере, в отношении данной ситуации, данной связи, данного вопроса.

Каждый из нас должен задаваться вопросом: что значит оставаться как можно дольше в состоянии открытого осознания? Для йога каждый момент пребывания в этом состоянии — это связь с Богом. Какой смысл тому, кто ищет Бога, прерывать эту связь? Разве, найдя Бога, вы скажете: «Извини, Господь, у меня назначена другая встреча. Давай встретимся позже»? Если ребенок потерял в толпе свою мать и ищет ее, скучая по любви и контакту с ней, то, найдя ее, разве он скажет: «Извини, мама, я сейчас вообще-то занят»? Так же и человек, который очень давно утратил связь с собой и который наконец-то нашел свое истинное «Я», не может сказать: «Извини, “Я”, меня ждет другое “я”. Ты похоже на истинное “Я”, но есть еще одно “я”. Оно не совсем такое, как ты, но все же оно притягивает меня, по крайней мере сейчас. Я быстренько схожу на встречу с ним, а ты, пожалуйста, подожди меня здесь». Вы бы сказали что-нибудь подобное? Скорее всего, нет. Так что это хорошие доводы в пользу того, чтобы как можно дольше оставаться в состоянии открытого осознания.

3. Огненный ветер



Переваривает пищу, производит тепло и открывает пупочную чакру. Питает телесную физическую силу и быстро разжигает жар блаженства.

Способствует достижению абсолютного, недуалъного тела эманации.

От всего сердца я приветствую ветер элемента Огня.


Огненный ветер и пупочная чакра



Следующая чакра — пупочная.
В ней мы соединяемся с огненным ветром. Огненный ветер-лунг тесно связан с пищеварением. Он обеспечивает получение питательных веществ из пищи и физическое согревание тела. Когда Огненный лунг недостаточно силен, пищеварение нарушается. Однако принцип «переваривания» распространяется на широкий спектр процессов — от грубых до тонких, от усвоения пищи и насыщения питательными веществами до «растворения» тонкой завесы неведения, что приводит к состоянию великого блаженства союза пространства и осознания.

Мысли, эмоции и сама дуальность — все это перерабатывается тонким теплом нашего осознания. Мысли мешают проявляться в полной мере позитивным качествам, а когда помехи устраняются, тепло осознания способствует их созреванию в пупочной чакре. По мере того как позитивные качества созревают, мудрость «переваривает», или рассеивает, мрак неведения; радость «переваривает», или рассеивает, бремя печали; любовь «переваривает», или рассеивает, приступы гнева. Радость и любовь несут в себе тепло, которое способствует «перевариванию» наших омрачений. Они являются важными средствами самоисцеления. Огонь сострадания сжигает эгоцентризм и способствует тому, чтобы приносить пользу другим. Радость, любовь и сострадание — качества, естественно проявляющиеся в результате союза пространства и осознания. Другими словами, соединяясь с чистым и открытым пространством внутри себя, осознавая это пространство и позволяя ему быть, мы обнаруживаем, что семена любви, радости и сострадания уже присутствуют в нем и что они прорастут, когда придет время.

Проявлению наших позитивных качеств мешают, как правило, гнев, жадность, неведение, зависть, надменность, которые часто не осознаются нами и легко проецируются на окружающих: «Меня тошнит от этого человека. Не могу поверить, что он сделал это!» Или так: «Все члены моей семьи — материалисты. Я не могу проводить с ними слишком много времени». Есть такое понятие, как «незавершенное дело», употребляемое в отношении неразрешенного конфликта. Можно сказать об этом и по-другому: эмоциональный конфликт, который не был должным образом «переварен». Выполняя упражнение Огненный Ца-Лунг, мы с помощью тепла нашего тонкого лунга «перевариваем» конфликтные эмоции. Для анализа своих проблем мы вместо концептуального ума используем мощный инструмент — наше неконцептуальное осознание.

Давайте исследуем это глубже. Поразмышляйте о ваших отношениях с людьми. Вы можете заметить, что в некоторых отношениях есть напряженность. Она проявляется через целый ряд эмоциональных состояний — от легкого, едва заметного дискомфорта до ярко выраженного негативного переживания. Возможно, вы испытываете чувство дискомфорта, когда вспоминаете событие или ситуацию, которые произошли или могут произойти в вашей жизни. Это чувство дискомфорта есть не что иное, как «непереваренная» эмоция, с которой можно поработать в процессе медитации и отпустить ее с помощью упражнения Огненный Ца-Лунг.

Сфокусируйтесь на пупочной чакре и просто позвольте ощущению дискомфорта быть. Соединяясь с неподвижностью тела, безмолвием и чистым, открытым пространством осознания, вы как бы позволяете вашим чувствам проявиться более отчетливо. Когда они полностью проявятся, ощутите их непосредственно в вашем теле, дыхании или энергии; ясно увидьте их в вашем уме, не думая о них и не вынося суждений. Так вы правильно выделите то, от чего необходимо освободиться. Важно, чтобы вы не осуждали и не отвергали свои чувства, иначе вы просто будете медитировать с мыслью избавиться от того, что вам не нравится. А это всего лишь еще одна форма неприязни или гнева, обращенных на самого себя. Поэтому важно позволить даже чувству дискомфорта полностью проявить себя в процессе осознания, чтобы вы могли от него освободиться.

Теперь выполните следующее упражнение.

Огненный Ца-Лунг



Примите удобную позу, сидя на полу или на стуле со скрещенными ногами. Руки на бедрах. Фокусируясь на пупочной чакре, уделите достаточно времени для выделения того, от чего / вы хотите очиститься.

Теперь вдохните целительный воздух и задержите дыхание в пупочной чакре следующим образом: напрягите мышцы тазового дна (мышцы, удерживающие на месте органы таза), промежность и анальный сфинктер. Опустите диафрагму. Такое положение называют удержанием вазы*.

* Как объясняет автор в другой книге, мышцы тазового дна, промежности и ануса составляют «вазу», а опущенная диафрагма — «крышку». Внутри «вазы» находится пупочная чакра.


Продолжая фокусироваться на пупочной чакре, еще раз вдохните и ощутите усиление тепла. Сделайте пять вращательных движений в пояснице сначала против часовой стрелки (рис. 2-22 — 2-24), а затем пять движений по часовой стрелке, представляя, как это тепло распространяется и питает область пупка. Вернувшись в исходное положение, медленно выдохните через нос, расслабьте мышцы и почувствуйте, что из пупочной чакры уходит весь негатив.




Представьте, что все ваши конфликты и трудности в отношениях растворяются в пространстве вместе с воздухом, который вы выдохнули. Когда ваши физические и энергетические ощущения улягутся, осознайте пространство, открывшееся в вас, направляя в него ваше внимание. Очень медленно переместите руки к нижней части живота.

Повторите упражнение три, пять или семь раз. После последнего повтора удерживайте внимание на пупке и оставайтесь как можно дольше в состоянии открытого осознания. Пребывание в этом состоянии — самое лучшее лекарство. Открытое осознание подобно солнцу, сияющему в безоблачном небе, и, когда мы свободны от осуждений, наше осознание питает нас, как солнце питает все живое. Мы очень привыкли к тому, что наше внимание играет роль критичного и осуждающего наблюдателя. Упражнения Ца-Лунг позволяют нам отпустить этого наблюдателя-судью, высвобождая наше внимание для пребывания в чистом, открытом пространстве, в котором нам доступны целительная любящая доброта, радость, сострадание и спокойствие.

Если элемент Огня хорошо сбалансирован, на физическом уровне у вас не должно быть проблем с пищеварением. На энергетическом уровне вы будете «переваривать» или обрабатывать ваши эмоции лучше, если у вас есть связь с внутренним теплом. Оно поддерживает способность пребывать в естественном состоянии ума, что позволяет полностью преодолеть двойственность.

4. Проникающий ветер



Наполняет силой все члены тела.

Благоприятствует не требующей усилий, спонтанно проявляющейся активности.

Способствует достижению абсолютного тела сущности.

От всего сердца я приветствую ветер элемента Воздуха.


Проникающий ветер и точка соединения трех каналов



Следующий ветер-лунг называют Проникающим, поскольку он способен распространяться по всему телу, а также выходить за его пределы. Он связан с элементом Воздуха и представляет природу ветра ярче, чем другие лунги. Природа ветра такова, что он постоянно находится в движении, постоянно переносит информацию. Благодаря этому лунгу вы обретаете состояние, противоположное топтанию на месте.

Если вы чувствуете, что топчетесь на месте, значит, вам не хватает творческой энергии или движения. Возможно, вас преследует мысль: «Я не могу сделать это». Вы считаете, что неспособны справиться с чем бы то ни было, сделать следующий шаг, раскрыться. Вы постоянно сомневаетесь, испытываете затруднения, натыкаетесь на препятствия.

Каков же выход из этой ситуации? Возьмем такой пример. Скажем, на работе у вас выдался очень тяжелый день. Но если вы успешно практикуете упражнение Проникающий Ца-Лунг, то не принесете стресс домой и сможете быть открытым и любящим по отношению к своей семье. Разные роли, которые вам приходится исполнять, не будут смешиваться друг с другом, если с вашим Проникающим ветром все в порядке.

А может быть, вы работаете дома и считаете, что вам нужны тишина и покой, поэтому все члены семьи должны хранить молчание. Это говорит о слабости вашего Проникающего лунга. Вы прекрасно знаете, что трудности, возникающие в процессе работы, не связаны с шумом, производимым вашими детьми или другими членами семьи. Вы слышите свой собственный шум. Ведь когда вы потом идете в шумное кафе, вы чувствуете, как шум этого кафе наполняет вас творческой энергией! Так что шум у вас в голове. Посмотрите на ту область вашей жизни, в которой вы сталкиваетесь с подобными трудностями, и привнесите их в свою медитативную практику.

Когда мы испытываем беспокойство или волнение, наш ум иногда зацикливается на чем-то. Мы можем повторять самим себе: «Это неосуществимо. Мне никогда этого не сделать. Если я попытаюсь, сразу возникнет столько проблем!»

/Так мы загоняем себя в узкие рамки ограничений и без конца повторяем одни и те же негативные утверждения о невозможности что-то сделать. Когда вы обнаруживаете внутри себя такое ограниченное пространство и осознаете его, то с помощью упражнения Проникающий Ца-Лунг, работая с телом, энергией и умом, вы можете получить к нему доступ. Тогда энергия, текущая через него и устраняющая ограничения, принесет естественное ощущение простора. Это будет замечательное открытие. Дело вовсе не в том, что вы недостаточно творческая личность. Вы обнаруживаете внутри себя небольшой энергетический блок, который из физического блока превращается в ментальный. Когда он становится ментальным блоком, ум не может найти решение или проявить креативность. Но когда вы открываете свои каналы и чакры, ум тоже открывается. А когда эта открытость осознается, ум видит множество возможностей.

Вы когда-нибудь говорили себе: «Всю эту неделю я буду работать не жалея сил, но уж зато в выходные отдохну в свое удовольствие»? А как насчет такой фразы: «Надо только выдержать эту неделю, и тогда можно будет сделать глоток воздуха в выходные»? Что это означает? Может быть, то, что вы не наслаждаетесь жизнью или что вы сдерживаете в себе дыхание до выходных? Вы постоянно разбиваете свою жизнь на отдельные фрагменты. Даже просто говоря себе: «У меня плохой день», вы создаете некий незыблемый опыт, который может не подойти вам, когда вы станете более осознанным. Но, к счастью, все в этом мире не так незыблемо, как кажется. И это очень хорошая новость, которой мы воспользуемся, выполняя упражнения Ца-Лунг и другие медитативные практики. Мы будем атаковать эту мнимую незыблемость и зацикленность на чем-либо с трех фронтов: фронта тела, фронта речи и фронта ума.

Итак, задача номер один — осознание своей зацикленности. Прежде чем изменить шаблон, его необходимо осознать. Когда вы его осознаете, просто ради забавы измените его описание. Вместо того чтобы говорить: «Эх, парень, сегодня у тебя будет тяжелый день», попробуйте сказать: «Сегодня на работе я открою что-то новое для себя». Произносите это пять или семь раз перед тем, как идти на работу, и отмечайте, что происходит.

Конечно, изменить свои шаблоны не так просто, как сказать это, но уж точно и не так трудно, как вам кажется. Итак, с какими бы ограничениями вы ни столкнулись, вы можете раздвинуть рамки этих ограничений и впустить свежий и более тонкий ветер, Проникающий ветер, в ваш опыт.

Если у вас есть желание поэкспериментировать, упражнения Ца-Лунг не исключают такую возможность. Представьте, что вы пытаетесь чего-то достигнуть в какой-либо сфере деятельности, в которой вы действительно заинтересованы, но боитесь или волнуетесь и испытываете неуверенность. Просто посмотрите на эти чувства и соединитесь с ними. Осознайте их — тем самым вы их выделите. Затем отпустите (удалите) их с помощью упражнений Ца-Лунг. Так вы освобождаетесь от блоков и увеличиваете потенциал, который ощущаете в себе. Любая мысль о возможности чего бы то ни было должна быть развита; любое позитивное семя должно прорасти. Избавьтесь от семян сомнений, которые в вас есть, просто направив на них Проникающий лунг. И вы удивитесь результату. Правда ли то, что я говорю? Отважьтесь на эксперимент и убедитесь в этом, выполняя практику.

Прежде всего, необходимо признать, что у вас есть проблема, почувствовать сомнение или ощутить блок. Этот блок может находиться в вашем теле, в эмоциях или в уме. Выделите его, а затем выполните Проникающий Ца-Лунг, чтобы освободиться от этого блока.

Проникающий Ца-Лунг



Примите удобную позу, сидя на полу или на стуле со скрещенными ногами. Руки на бедрах или на коленях (рис. 2-25). Выдохните застоявшийся воздух, а затем сделайте вдох и доведите его до точки соединения трех каналов, которая находится на расстоянии четырех пальцев ниже пупка. Делая повторный вдох, представьте, что воздух входит в центральный канал, наполняя его от места соединения до макушки, а затем распространяется по всему телу. Задержав дыхание, одним плавным движением поднимите руки перед грудью (рис. 2-26 — 2-27), разведите их в стороны и вниз (рис. 2-28 — 2-29), с резким хлопком соедините над головой (рис. 2-30 — 2-31) и потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми (рис. 2-32). Далее, представляя, как тонкий лунг распространяется по вашему телу, быстро промассируйте ваше тело сверху вниз.




Начните с головы (рис. 2-33 — 2-34).

Затем разотрите лицо (рис. 2-35).

Затем грудь и живот движениями вправо-влево (рис. 2-36 — 2-37).

Затем бока движениями вверх-вниз (рис. 2-38 — 2-39).

Затем колени и лодыжки быстрыми круговыми движениями (рис. 2-40).

Затем плечи и еще раз ладони (рис. 2-41 — 2-42).




После массажа, продолжая задерживать дыхание, примите позу, имитирующую стрельбу из лука (рис. 2-43 — 2-46), и выпустите воображаемую стрелу пять раз вправо и пять раз влево. (Когда лук «перезаряжается», руки совершают круговые движения и кулаки на мгновение пересекаются перед грудью.) Выполняя эти движения, ощущайте, как вы расширяетесь за границы своего тела. Вернитесь в исходное положение (рис. 2-47 — 2-48), сделайте медленный и полный выдох через нос. Представьте, что ваше тело выдыхает через каждую пору. Вся ваша творческая энергия рождается из этого пространства. Именно поэтому оно так ценно. Вся энергия сомнений и напряжений отпускается и исчезает в безграничном пространстве. Проделайте это упражнение три, пять или семь раз и каждый раз осознавайте то, что вы выделяете для удаления.

После последнего повторения упражнения оставайтесь в состоянии открытого осознания, ощущая присутствие в настоящем моменте всем своим телом и соединяясь со свежим ветром, поддерживающим позитивные качества.

Что вы делаете после того, как удалите компьютерный файл? Вы проверяете, сколько осталось свободного места. Не бывает так, чтобы вы удаляли файлы и не задумывались о том, сколько остается свободного места — на это всегда нужно обращать внимание. Итак, каждый раз, удаляя что-то, осознавайте новое пространство.

5. Нисходящий ветер



Сохраняет, жизненную сущность.

Открывает тайный путь и разжигает огонь блаженства.

Способствует достижению абсолютного тела великого блаженства.

От всего сердца я приветствую нисходящий ветер элемента Воды.


Нисходящий ветер и тайная чакра



Теперь направим наше внимание на тайную чакру, расположенную в основании центрального канала, на четыре пальца ниже пупка. Это чакра действия и манифестации; в своем просветленном аспекте действие рождается из союза открытости и осознания. Этот союз — источник, из которого естественным образом возникают все позитивные качества. Когда они проявляются, наши действия становятся спонтанными и направленными на благо других существ.

Что происходит, если этот энергетический центр блокирован? На физическом уровне мы можем страдать от болезней, связанных с выделительными процессами организма. Также может быть нарушена репродуктивная функция.

Тайная чакра связана с сексуальной сферой, и часто наши привязанности и желания являются помехами, блокирующими ее на энергетическом, или эмоциональном, уровне. Привязанности препятствуют осознанию основы, или источника, внутри нас. Из-за них мы страдаем от эмоциональной незащищенности, попадая в зависимость от других людей или от всякого рода средств, необходимых для хорошего самочувствия, вместо того чтобы напрямую связываться с присущим нам от природы внутренним здоровьем.

Эта чакра также блокируется, когда мы заставляем себя делать то, чего мы не хотим, но вынуждены этим заниматься по долгу службы или в связи с семейными обязательствами. Когда вы заставляете себя чем-то заниматься, вам приходится бороться с собой. Понаблюдайте за этим. Поразмышляйте о возможности непринудительных действий, несущих радость и свет. Осознайте, как вам неприятны вынужденные действия и сколько с ними связано проблем. Привнесите это ощущение конфликта в вашу практику, открыто и напрямую соединитесь с ним. Выделите его, а затем выполните упражнение Нисходящий Ца-Лунг.

Нисходящий Ца-Лунг



Примите удобную позу, сидя на полу или на стуле со скрещенными ногами. Соединитесь с неподвижностью, безмолвием и пространством. Отметьте и выделите то, от чего вы хотите освободиться, а затем примите следующее положение: сядьте на пол, скрестив ноги в области лодыжек, правая нога впереди левой, колени оторваны от пола (рис. 2-49). Если вы сидите на стуле, вы просто скрещиваете ноги в области лодыжек так, чтобы правая нога находилась впереди левой. Положите руки на колени и почувствуйте устойчивость этой позы.

Выдохните застоявшийся воздух, а затем вдохните чистый и свежий. Сфокусируйтесь на тайной чакре. Задержите дыхание и втяните мышцы ануса, промежности и тазового дна. Это втягивание мышц, которое отличается от удержания вазы (см. с. 98) тем, что не затрагивает диафрагму, называется удержанием корзины. Сохраняйте удержание корзины на протяжении всего упражнения.

Не выдыхая, сделайте повторный вдох и развернитесь к правому колену, обхватив его обеими руками (рис. 2-50). Сделайте пять вращательных движений тазом против часовой стрелки (рис. 2-51).

Затем, не меняя положения ног, развернитесь к левому колену и, обхватив его руками, сделайте пять вращательных движений тазом по часовой стрелке.

Вернитесь в центральное положение, поместите руки на оба колена (рис. 2-52) и сделайте еще пять вращательных движений тазом против часовой стрелки.

Пять чакр и пять упражнений ца-лунг


Во время этих вращений направляйте внимание на тайную чакру и представляйте, что Нисходящий лунг питает и очищает ее. Медленно выдохните через нос. Расслабьте мышцы и представьте это расслабление в тайной чакре в виде текущей вниз воды. Почувствуйте, как блоки и помехи растворяются в пространстве вместе с выдыхаемым воздухом. Продолжайте удерживать внимание на тайной чакре. Повторите это упражнение три, пять или семь раз.

Цель этого упражнения Ца-Лунг — устранить блоки в тайной чакре, открыть ее и ощутить чистое пространство. Связь с чистым и открытым пространством усиливает вашу способность соединяться с позитивными качествами, необходимыми вам в жизни. Когда вы удерживаете ясное внимание в этом более чистом месте — более чистом в результате устранения проблем в процессе упражнения и вашего осознания открытости, — это ясное внимание служит лекарством от конфликтов, боли и смятения, связанных с этой чакрой. Причем оздоравливается не только сексуальная сфера, но и способ связи с вашим внутренним миром.

Не кажется ли вам, что ваш внутренний мир раздражает, расстраивает или сдерживает вас? Или он все-таки живой и привлекательный? Можете ли вы воспринимать свои трудности как некие возможности? Способны ли вы превращать жизнь в танец?

По мере освоения упражнения Нисходящий Ца-Лунг вы осознаете трансформирующее качество Нисходящего ветра и возможность, которую предоставляет вам тайная чакра, — подходить к жизни без страха, с открытостью, осознанностью, гибкостью и радостью.

* * *


Итак, мы изучили пять упражнений Ца-Лунг. Все пять могут выполняться в течение одного занятия медитацией. Хорошо выполнять набор из одного или трех движений из каждого упражнения, а затем концентрироваться на одном из энергетических центров и повторять упражнения по три, пять или семь раз, прежде чем остаться в состоянии открытости. По мере того как вы ближе знакомитесь с энергетическим телом и становитесь чувствительны к блокам, полезно также делать акцент на определенной чакре.

---

Статья из книги: Тибетская йога дыхания и движения | Око Возрождения | Тендзин Вангьял Ринпоче

Похожие новости

Поделитесь своим мнением. Оставьте комментарий

Автору будет приятно узнать обратную связь о своём посте.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent

Комментариев 1

  1. Константин
    + -
    0
    Константин 13 октября 2017 23:17
    Доброго времени суток.Подскажите пожалуйста,совместимы ли гимнастика цалунг и 5 ритуальных действий?