Девять лунгов: карта трансформации
Содержание статьи:
Практикуя Девять очистительных дыханий и Ца-Лунг, вы сможете быстрее и легче распознавать свои шаблоны мышления и поведения, а затем, используя внимание, дыхание и движение, управлять ветрами, которые мешают проявиться состоянию открытости, и освобождаться от них с помощью трех каналов и пяти чакр. Осознавая фундаментальную открытость, естественную для ума, и знакомясь с нею все ближе, вы обнаружите внутри себя настоящую сокровищницу.
Вы сможете больше узнать о природе ветра, а также получить более четкое представление о тех ветрах, с которыми вы работаете, и освободиться от них, чтобы они перестали управлять вашей жизнью и не несли с собой неблагоприятных последствий. Например, когда мы очищаемся от грубого ветра беспокоящих нас эмоций и мыслей, более тонкий внутренний ветер помогает нам осознать нашу истинную природу, и тогда мы наслаждаемся плодами добродетели, спонтанно созревающими в естественном уме.
↑ Когда совершать перемены в жизни
Когда дело касается трансформации, прежде всего необходимо уяснить, насколько важно правильно выбирать время для перемен. Очень часто люди осознают необходимость перемен лишь после того, как случится какая-то беда. Например, многие становятся сторонниками мира лишь после продолжительной войны. Но чем позже осознаёшь необходимость перемен, тем труднее их осуществить: требуется больше энергии, которой у нас уже может не оказаться.
Иногда мы видим проблему прямо перед собой, но неспособны что-либо сделать с нею. Мы продолжаем соскальзывать в наши пагубные пристрастия и привычные шаблоны. Поэтому, когда мы работаем с проблемой сразу после ее возникновения, это очень сильно отражается на результате. Осознавая появление проблемы и вмешиваясь в процесс ее развития как можно раньше, мы можем нейтрализовать ее прежде, чем она станет трудноразрешимой.
↑ Понимание ветра и ума
Восточные учения рассматривают работу с ветром в контексте полного освобождения от страданий. Если существует описание пути освобождения, то произвести небольшое изменение, касающееся жизни одного человека, должно быть очень просто, не так ли? Если окончательная трансформация состоит в достижении освобождения от страданий, то изменить ваше плохое настроение будет не слишком сложной задачей. Но неправильное понимание того, что такое ветер и ум, делает настоящие перемены трудноосуществимыми, поскольку используемый метод часто сам является частью проблемы.
Что имеется в виду под освобождением от страданий?
Осознание природы ума, свободного от двойственности. Когда это осознание сильно, двойственность не затрагивает нашу сущность. Медитатор, знающий о тонких ветрах, способен преодолеть двойственность, поймать «концептуального врага» и отправить его в небо бесконцептуального осознания.
Что значит преодолеть двойственность?
Скажем, к вам приходит негативная мысль или у вас появляется суждение. Если вы способны осознать это, поймать ветер и отпустить его, тогда двойственный оценивающий ум не имеет над вами власти. Но когда что-то в жизни расстраивается, это говорит о том, что концептуальный ум пробуждается и захватывает власть. Негативные эмоции пробуждаются и овладевают вами. Потребности и пристрастия пробуждаются и берут над вами верх. Освобождаясь от ветра с помощью такой практики, как Девять очистительных дыханий, мы достигаем более тонкого осознания природы ума, вместо того чтобы отождествляться с беспокойным умом. Мы можем поймать ветер двойственного, концептуального ума, который путешествует между кажущимся значимым субъектом и кажущимся значимым объектом. Способность преодолевать двойственность связана с осознанием структуры двойственности и ветров беспокойных мыслей и эмоций. Овладевая ветрами и отпуская их, мы можем излечиваться от болезней, восстанавливать баланс элементов и поддерживать свое здоровье. Проходя через этот процесс, практикующий осознает свою истинную природу. Такое осознание не является продуктом концептуального ума.
На Западе говорят о восприятии, о том, как мы относимся к вещам, как понимаем их. Ум играет большую роль в понимании процесса трансформации. Особенно большую роль играет концептуальный ум, бесконцептуальному уму отводится меньшая роль, ветру — вообще никакой. Однако я считаю, что не может быть речи о настоящей трансформации, если нет знания о ветре и опыта работы с ним, и уж, конечно, не может быть трансформации без опыта бесконцептуального осознания.
Концептуальное осознание бывает нужно в определенных ситуациях, но не всегда. Если вы осознаете наличие проблемы на начальной стадии ее развития, тогда концептуальное осознание не нужно вовсе. Если осознание приходит к вам позже, концептуальный ум может быть полезен. Если вы осознаете проблему слишком поздно, даже концептуальный ум не может вам помочь. «Слишком поздно» означает, что разрушение неминуемо. Если мы говорим о жизни, она закончена и мы умираем. Если речь идет об отношениях, они прекращаются. Если мы говорим об окружающей среде, она разрушена. Наступает момент, когда нет возможности повернуть назад или изменить исход просто потому, что вмешиваться в результат, к которому привели ранее нераспознанные предпосылки, слишком поздно.
Производить перемены гораздо проще, если вы испытываете желание сесть и поработать с дыханием. В нашем современном мире сесть и поработать с дыханием не так-то легко. Да и не вполне привычно. Есть люди, которые реагируют на предложение помедитировать так же, как ребенок реагирует на просьбу сесть и подумать о своем поведении. Не следует относиться к медитации как к наказанию.
Через соединение с дыханием вы способны достичь гораздо большей глубины. Вы можете обнаружить в себе более глубокое пространство, и тогда речь пойдет уже о количестве времени, которое вы можете проводить в нем. Ваша перспектива — ваше видение, ваши чувства, ваше восприятие таких позитивных качеств, как любовь, — будет изменяться в зависимости от того, каким образом вы пребываете в этом внутреннем пространстве. Для нас становится все более привычной рассматриваемая наукой идея наблюдателя, изменяющего реальность. В восточных учениях на этот счет не возникает вопроса: наблюдатель действительно изменяет реальность. В обычной жизни мы знаем так много ситуаций, когда так и происходит. Но тут важно уточнить, что мы имеем в виду под понятием «наблюдатель». Говорим ли мы о наблюдателе, который окончательно запутался, о наблюдателе, который вот-вот запутается, или о наблюдателе, обладающем потенциалом запутаться? Все они — наблюдатели. И каждый из нас может быть одним из таких наблюдателей. Так о каком наблюдателе мы говорим?
↑ О телах
Занимаясь медитацией, мы развиваем в себе все более тонкую способность наблюдения. В традиции бон различные стадии наблюдения называются «телами». Также выделяется девять видов лунга, которые я бы хотел представить вам как карту трансформации. Эта карта описывает каждую из стадий наблюдения и соответствующее ей тело. И такое тело может либо поддерживать творческие, позитивные энергии, либо вырабатывать деструктивные энергии. Высшее из тел, которые можно обрести, — неизменное сущностное тело. Это тело вечного «сейчас», чистого присутствия, оно относится к первому виду лунга, называемого лунгом пространства природы бон. Самое грубое тело — изменчивое кармическое концептуальное тело боли.
Большую часть времени мы ощущаем именно кармическое концептуальное тело боли. Обычно это связано с низкой самооценкой. «Я недостаточно хорош», — говорим мы себе. Возможно, в вашей жизни есть что-то такое, что запускает этот механизм. Прямо сейчас поразмышляйте о трудной ситуации в вашей жизни. Когда вы будете делать это, у вас может возникнуть ощущение дискомфорта. Вы почувствуете, что та часть вас, которая переживает трудную ситуацию, — это как будто другое существо со своим собственным ощущением тела. Вы можете заметить изменение в энергетической динамике своего тела; возможно, появится беспокойство или дадут о себе знать некоторые эмоции. Если вы прислушаетесь к вашему внутреннему диалогу, то различите, как последовательно и логично сравниваете себя с другими не в свою пользу или предаетесь самобичеванию. Такое восприятие жизни становится настолько привычным для вас, что вы начинаете жить, постоянно испытывая стресс.
Иногда мы застреваем в этом состоянии, и вся наша жизнь становится основанной на боли. Мы любим, пребывая в состоянии боли. Мы общаемся, пребывая в состоянии боли. Мы ненавидим из-за боли. Мы все в жизни делаем из-за боли или из-за нее же перестаем что-либо делать. И эта боль становится нашей операционной системой. Вам нужно выяснить: кто боится? Кто сомневается? Кто это? Это не вы. Это не ваша истинная сущность. Это некая склонность, некий ветер, который можно отпустить, освободив сознание, чтобы в полной мере ощутить свое присутствие, стать живым и энергичным.
↑ Девять лунгов и их влияние на нас
В этом разделе мы перечислим девять важнейших лунгов, разберем соответствующие им шаблоны ума и поведения и поговорим о том, как разрушить некоторые из шаблонов вашей личной, групповой или социальной жизни.
Вот список девяти лунгов, или ветров, от самого тонкого до самого грубого:
- Лунг пространства природы бон: пребывает в сущностной природе.
- Лунг блаженства изначальной мудрости: пробуждает мудрость.
- Лунг самопроявляющегося врожденного осознания: спонтанно пребывает в природе ума.
- Лунг лошади ума: вызывает движение мыслей.
- Лунг силы кармы: определяет направление любого изменения.
- Лунг грубых ментальных повреждений: вызывает проявление негативных эмоций (в том числе так называемых «пяти ядов» — гнева, жадности, неведения, зависти, гордости).
- Лунг, беспокоящий телесные жидкости: вызывает болезни, причиной которых является преобладание негативных эмоций.
- Лунг энергии бытия: создает существ и среды их обитания.
- Лунг разрушения эпох: вызывает действия, уничтожающие существ и среды их обитания.
Знакомство с ветрами и их влиянием на нашу жизнь мы начнем с самого грубого, девятого, ветра и будем двигаться к более тонким ветрам, поскольку грубые ветры более очевидны.
↑ 9. Лунг разрушения эпох
Как и предполагает его название, это ветер деструктивный. Он может представлять силы больших групп — например, коллективный страх, который приводит к развязыванию войны и широкомасштабному уничтожению жизни. Он может относиться к силам материалистически настроенных слоев населения и их влиянию на глобальную окружающую среду, результатом которого является разрушение экосистемы и атмосферы Земли. Он также может относиться к разрыву отношений между людьми или к окончанию восприятия боли через насильственный акт — такой как самоубийство.
↑ 8. Лунг энергии бытия
Этот ветер на индивидуальном уровне может относиться к чувству чрезмерного отождествления себя с профессией или социальным статусом, что делает вашу способность меняться менее гибкой. Если вы считаете себя жертвой обстоятельств, вам трудно даже подумать о возможностях изменить ситуацию.
У большинства из нас повседневный опыт находится в пределах лунгов от 7-го до 4-го. Их мы рассмотрим более подробно.
↑ 7. Лунг, беспокоящий телесные жидкости
Этот ветер является причиной плохого самочувствия и болезней. Возможно, вы ощущаете слабость или боль в теле или боитесь, что чем-то больны. Чтобы узнать, больны ли вы на самом деле, соединитесь с неподвижностью, безмолвием и просторностью. Из этого состояния открытости посмотрите прямо на ваше ощущение боли или болезненности. Позвольте сознанию проследовать по телу к нужному месту. Иногда мы четко знаем, что наша болезнь связана с гневом, привязанностью или неведением. В тибетской медицине эти три «коренных яда» считаются причиной всех болезней. По крайней мере, у вас может быть какое-то ощущение связи с этим ветром, и этого уже достаточно для медитативной работы.
Направив внимание на ощущение боли или болезни, соединитесь с ним напрямую и проделайте Девять очистительных дыханий. Если позволяет время, сделайте по девять дыханий для каждого из трех каналов, чтобы всего получилось двадцать семь. При каждом выдохе рисуйте в сознании мост от больного места до каналов, отпускайте напряжение в этой части тела и освобождайтесь от него через каналы вместе с выдыхаемым воздухом.
Проделав физическую часть дыхательного упражнения, вернитесь в то же место, привнося туда чувство открытости. Пребывая в состоянии открытости, посмотрите на эту область тела; снова проследуйте от него к каналам. Подумайте о своем лучшем друге. Какие качества этого человека позволяют вам расслабиться, быть самим собой и знать, что в его присутствии вы можете говорить глупости? С этим человеком вам нет нужды притворяться; вы просто расслабляетесь. Как вы чувствуете себя, зная, что ваш друг открыт по отношению к вам и не осуждает вас? Вы чувствуете себя прекрасно. Теперь представьте, что вы являетесь своим лучшим другом. Вы — лучший друг того, кто болен. Вы — лучший друг того, кто испытывает боль. При этом хотя бы в течение пяти минут направляйте на больное место свое открытое внимание. Это и есть путь к исцелению.
Важно продолжать эту практику, пока вы как следует не познакомитесь с состоянием открытого осознания. Но обычно вместо этого мы вовлекаемся в негативный разговор с самим собой :
Таким образом, вы становитесь тем, кто посылает все эти страшные сообщения в больную часть тела. Но теперь, направляя на больное место свое внимание, вы больше не осуждаете себя. Вы становитесь другом себе.
Удерживайте образ этого лучшего друга, чтобы сохранять состояние открытого осознания. И, конечно, для достижения этого состояния вы должны практиковать Девять очистительных дыханий. Вам может понадобиться «продышать» каждый из каналов больше чем по три раза, чтобы освободиться от склонности отбрасывать свои переживания и начать улавливать данный момент и пребывать в нем, полностью отсоединяясь от внешнего мира и попадая в пространство открытости, где вы можете просто оставаться со своими переживаниями.
↑ 6. Лунг грубых ментальных повреждений
Этот ветер связан с пятью негативными эмоциями: гневом, жадностью, неведением, завистью и гордостью. Они упоминаются во всех школах буддизма и известны как «пять ядов». Мы уже рассмотрели три коренных яда — гнев, привязанность и неведение. Любой опыт страдания связан прежде всего с этими тремя ядами. Если вы исследуете собственную жизнь, то обнаружите их. Вы можете узнать, где они проявляются и как ощущаются, а также поразмышлять о своей способности или неспособности справиться с ними.
Но, зная, что эти грубые ментальные страдания, или негативные эмоции, существуют в вас и влияют на вашу жизнь, вы можете не осознавать, что является их причиной. Что за энергия вызывает ваш гнев? Возможно, вы никогда не уделяли этому пристального внимания. Во многих практиках, которым я обучаю в последние годы, я призываю учеников смотреть на трудную ситуацию, соединяться с возникающими при этом эмоциями и обнаруживать их в своем теле, дыхании и уме. Это — основной подход. Причина, по которой мы воскрешаем ощущение эмоций в теле, дыхании и уме, заключается в том, чтобы понять энергетическую структуру нашего дискомфорта и страдания, а не просто следовать за концептуальной канвой истории. Гнев, как состояние ума, трудно контролировать. Мы склонны оправдывать наш гнев, давать разумное объяснение причинам его возникновения, но от этого он только усиливается. Однако, если вы осознаете энергию, которую несет в себе гнев, вы можете работать с ней напрямую и изменять ее. Итак, идет ли речь о гневе или любой другой негативной эмоции, идея состоит в том, чтобы фокусироваться на энергии эмоции, а не на линии истории. «Фокусироваться на энергии» — это то же, что «соединяться с ветром». Мы ловим лошадь (энергию) и ведем ее в нужном направлении по дороге (каналам тела) к освобождению (состоянию открытости).
Вот первая подсказка о том, как поймать лошадь: нужно увидеть, где она появляется. Посмотрите на ситуацию, в которой у вас возникает гнев, или вспомните о человеке, на которого вы злитесь. Легче всего осознавать свой гнев в те моменты, когда вы его чувствуете. Но вы также можете работать с воспоминанием о гневе, воспроизводя в памяти ситуации, в которых вы испытали его в прошлом. Признавая гнев, осознавая ситуации и ощущения, вы тем самым ловите лошадь. Вы можете поработать над этим так: «На прошлой неделе я сильно разозлился на этого человека». Вы признаёте свою эмоцию: «Я разозлился». Это не означает, что вы осуждаете себя или другого человека или сожалеете о том, что случилось. Вы просто пытаетесь вспомнить, пытаетесь признать то, что вы действительно испытали гнев. Вспоминайте так, чтобы этот опыт переместился в данный момент, чтобы вы пережили его. Каким бы ни было ощущение гнева в данный момент и какие бы ощущения ни приносило воспоминание о гневе, вы переживаете их. Вспоминая про свой гнев, вы можете почувствовать беспокойство в теле и сбои в дыхании. Если вы ощущаете гнев в своем теле и чувствуете, как он влияет на ваше дыхание, это, скорее всего, означает, что вы соединились с нужным вам ветром — лунгом грубых ментальных повреждений. Весьма вероятно, что вы уже ловите или поймали лошадь.
Задача заключается не в том, чтобы подвергнуть гнев анализу или осуждению, вы должны почувствовать ветер, который поддерживает этот гнев и способствует его проявлению. Соединитесь с этим ветром. Единственный способ сделать это — привнести внимание в тело и пробудить ощущение гнева в теле и дыхании. Так вы ловите лошадь. Поймать лошадь, или ветер, легче, чем поймать всадника — ум. Управлять лошадью — простейший способ управлять всадником. Такова специфика подхода к работе с негативными ситуациями.
↑ 5. Лунг силы кармы
Важно осознавать свой гнев. Если вы спросите себя, почему вы злитесь, у вашего концептуального ума найдутся ответы: «Этот человек подлый, он неоднократно и намеренно совершал плохие поступки, он специально делал мне больно. Это у него проблемы с гневом». У вас есть отличные причины для оправдания вашего гнева, не так ли? Это ответы, которые приходят, когда вы задаетесь вопросом, почему вы злитесь. Но если вы спросите себя: «Действительно ли необходим этот гнев?» — придет другой ответ. Вы скажете: «Ну, с практической точки зрения, в гневе, возможно, и нет необходимости. Все это иллюзии; я не должен вовлекаться в них». Вы можете думать так, но вопрос, почему вы продолжаете злиться, все же остается. И это хороший вопрос. Вы злитесь, потому что внутри вас есть сильный ветер, вызывающий чувство безнадежности и беспомощности. У вас не хватает сил и мудрости, чтобы остановить это. Вы неосознанны в те моменты, когда поднимается гнев. Это дает о себе знать лунг силы кармы.
Сила кармы обладает таким эффектом, что иногда вы не знаете, где вы находитесь или как очутились в этой точке. Вы спрашиваете: «Как я попал в эту ситуацию?» Вы как будто обращаетесь к кому-то еще. После всех действий, которые вы предприняли, после того, как вы получили то, что хотели, вы, в результате, снова начинаете страдать и задавать вопрос:
Безусловно, есть ветры, действующие независимо от нашей воли и толкающие нас туда, куда мы не собирались двигаться. В учениях бон признается их существование. Когда мы делаем практику очищения, мы делаем ее не потому, что запутались в своей жизни, а потому, что можем запутаться. Мы очищаем потенциальную возможность, «сжигаем семена». Мы сжигаем семена, чтобы они не проросли и не дали негативных плодов. Сжигать семена важно, и мы можем сжигать кармические семена, осознавая их происхождение.
Работая с лунгом грубых ментальных повреждений, мы стараемся распознать семена наших негативных эмоций. В ситуации, связанной с кармой, сделать это бывает нелегко. Вы не можете просто сказать: «Все дело в моей карме». Это не совсем так. Конечно, лунг силы кармы влияет на ваши действия, и чем лучше вы способны очистить ваш эмоциональный ветер, тем ближе можете приблизиться к состоянию ясности и увидеть, что есть нечто, над чем вы не властны. Это просто приводит вас к определенным шагам. Видение и открытое осознание этого помогает вам. Открытое осознание означает осознание без осуждения.
Как работать с лунгом силы кармы? Вы хотите осознания. А осознание — это просто признание того, что есть некая иррациональная сила, толкающая вас в определенном направлении. Вы стремитесь осознать эту силу — ветер — и соединиться с нею. Вы стремитесь очистить этот ветер с помощью Девяти дыханий. Сила кармы — это, в сущности, и есть ветер, или лунг, который толкает вас в определенном направлении, независимо от вашего выбора и вашей воли. Иногда вы думаете, что это то, чего вы хотите; иногда вы знаете, что это не то. Но от этого направление ветра не меняется. Пока лунг силы кармы не будет очищен, он будет толкать вас в том же самом направлении. Конечно, сила кармы не обязательно плоха для вас — это важно понимать. В процессе очищения мы освобождаемся от негативных кармических ветров. Иногда мы культивируем позитивные кармические ветры. Я считаю, что многие ритуалы исцеления представляют собой способы культивирования именно позитивных кармических ветров.
Я хочу, чтобы вы осознали, как три коренных яда проявляют себя в лунге грубых ментальных повреждений и в лунге силы кармы. Причем наше осознание более эффективно, когда мы работаем с лунгом силы кармы. В этом случае есть ощущение большей открытости, чем при работе с лунгом ментальных повреждений.
Так что наша внутренняя работа заключается в том, чтобы вспоминать о трех коренных ядах. Инструмент всегда один и тот же — Девять очистительных дыханий. С помощью Девяти дыханий развивается иное осознание, иное понимание. Через лунг грубых ментальных повреждений мы стараемся установить контакт с лошадью, или энергией, самой эмоции, а не со всадником, или линией истории. Когда контакт установлен, Девять очистительных дыханий становятся очень мощным инструментом. Эта практика обладает силой, но без четкого соединения с вашей жизнью она останется просто дыханием. Поэтому, если вы способны отпустить ветры грубых ментальных повреждений, вам будет легче работать с кармическими ветрами.
Итак, что касается кармических ветров, просто осознайте наличие неких сил внутри себя, которые двигают вас в определенном направлении. Затем создайте намерение: «С помощью Девяти очистительных дыханий я могу очистить эти ветры». Речь идет не об осознании самого гнева, а о способности почувствовать эти силы, их энергию. «Я не хотел злиться, но какая-то сила заставила меня пойти именно в этом направлении». Когда вы замечаете или говорите что-то подобное, просто закройте глаза и прочувствуйте это. Прочувствуйте то, о чем вы только что сказали, осознайте это. Тогда у вас будет шанс соединиться с кармическим ветром, выделить его и удалить.
Чтобы соединиться с кармическим ветром, необходимо осознать силу, стоящую за вашей волей. Тибетцы часто говорят: «Ах, это моя карма». На Западе это тоже можно услышать. Что же означает выражение «Это моя карма»? Означает ли оно, что у вас нет выбора? «Это моя карма. Я должен принять это». «Это моя карма. Я не знаю, что делать». «Это моя карма. Возможно, ничего нельзя изменить». Вы чувствуете безысходность и беспомощность. Вам кажется, что кармические силы одерживают верх над вашими намерениями и волей. В этом есть некоторый смысл. Когда дует кармический ветер, вы не можете изменить то, что происходит, но вы можете изменить причины, приводящие к этому. Главное — осознавать, что есть силы, неподвластные нашей воле. Карма — одна из них. Важно понимать, что карма есть. Важно верить в ее существование, пока вы полностью не осознаете его. Если веры нет, вы не сможете освободиться от своей кармы и, скорее всего, продолжите действовать таким образом, что она будет сохраняться. Так что признание существования кармы — это признание возможности трансформации.
↑ 4. Лунг лошади ума
Выполняя медитативную практику и освобождаясь от негативных эмоций и силы кармы, вы можете попасть в состояние открытости. Но даже если вы очень чисты и открыты, в вашем уме может продолжаться легкое движение мыслей. Глупые, нелепые, смешные, бессмысленные или полные смысла, они движутся, но не нарушают ваше осознание. Они не мешают вам пребывать в состоянии присутствия. Вы даже не отслеживаете и не запоминаете их. Тем не менее они есть. Это означает, что все еще есть тонкий ветер, порождающий мысли.
Когда вы почувствуете движение этого ветра, направьте свое внимание на наблюдение за наблюдающим; посмотрите на того, кто ощущает себя очень открытым. От этого пространство станет еще более открытым. В определенной точке медитативной практики вы можете столкнуться с чем-то таким, что не удастся легко растворить с помощью дыхания, вот тогда-то и помогает наблюдение за наблюдающим. Вы увидите, что есть некий «умник», познающий истину. Вам нужно отпустить свое отождествление с этим наделенным умом существом. Этот наблюдатель, это мыслящее существо, создается ветром. Здесь не так важно глубокое дыхание или выполнение каких-либо упражнений; отпускание этого ветра скорее зависит от состояния ума. Когда вы смотрите непосредственно на того, кто наблюдает, вы обретаете силу отпускания, равную той, которая у вас появляется при дыхании на предыдущих стадиях. Наблюдая за тем, кто наблюдает, вы изменяете ветер.
Согласно учению дзогчен, сначала растворяется объект; затем предлагается наблюдать за наблюдателем. В результате растворяются и наблюдаемое, и наблюдатель. Почему требуется все это растворить? Потому что мы стремимся соединиться с пространством открытого осознания. А наличие форм, являющихся продуктом дуальности, препятствует прямому соединению с этим важнейшим пространством. Именно в нем мы находим внутреннее прибежище в неподвижности, безмолвии и просторности.
Когда опыт открытия этого пространства станет более привычным, в вас проявится мудрость. Мудрость — это осознание вечного тела. Если вы будете последовательно растворять препятствия, то придете к опыту лунга самопроявляющегося врожденного осознания (№ 3) — просто осознавая, осознавая что-то, снова осознавая что-то, а затем осознавая само осознание.
Итак, когда вы заканчиваете выполнять Девять очистительных дыханий, полностью оставайтесь в этом состоянии открытости, неподвижности, безмолвия и просторности. Если вы очень внимательно посмотрите внутрь себя, вы ощутите некие вибрации, движение. Взгляните на того, кто пребывает в этом состоянии, кто чувствует открытость, кто ее осознает. Посмотрите прямо и открыто и увидьте, кто это. В тот момент, когда вы увидите, кто это, исчезнут и наблюдатель, и наблюдаемое. Смотрите снова и снова, растворяйте, пребывайте в состоянии присутствия. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока ощущения не станут ясными. В результате ваше ощущение покоя будет становиться все более глубоким. Пребывая в этом состоянии, вы движетесь в направлении перемен. По мере того как ветры становятся все тоньше и тоньше, ваш опыт будет все глубже и глубже. И то, что появится из вашего опыта в виде мыслей и эмоций, тоже изменится. Когда эти мысли и эмоции появятся, ваше отношение к ним полностью изменится. Вот что называется переменами. Как вы можете заметить перемену? Для меня переменой будет, если я увижу, что в результате выполнения практики мое отношение к мыслям и чувствам, связанным с человеком, на которого я злюсь, становится совершенно другим. Когда я получаю доступ к своим мыслям и чувствам, меняется сама природа моей казавшейся убедительной истории. Это и есть перемена.
Отпуская с помощью Девяти очистительных дыханий гнев, вы должны чувствовать, что он исчезает. Вы должны соединиться с пространством, в котором гнев отсутствует. В этом пространстве у вас появляется ощущение стабильности. Вы чувствуете, что это пространство вам близко. Это означает, что теперь движется другой ветер. Итак, в тот момент, когда вы осознаёте это пространство, начинает двигаться другой, более тонкий ветер. Вы узнаете об этом, не делая никаких усилий; вы осознаете в себе большее пространство.
Давайте рассмотрим вопрос о наблюдателе, создающем реальность. Когда активизируются грубые ментальные повреждения, это означает, что вы испытываете сильные негативные эмоции — такие, например, как гнев. Возможно, вы настолько к ним привязаны, что теряете связь с собой. И тогда они начинают определять ваше видение реальности и точку наблюдения. Вы ощущаете нестабильность. Это не лучшая позиция для наблюдения. Реальность, создаваемая вами из этой точки наблюдения, нехороша. Любая мысль, которая у вас появляется, любое принимаемое вами решение не принесут вам ничего хорошего. Вы принимаете решение и считаете, что оно самое лучшее, но на самом деле это единственное решение, которое может родиться в таких условиях.
Продолжая работать с Девятью очистительными дыханиями, вы приходите к ощущению большей открытости. Вы сводите на нет присутствие лунга грубых ментальных повреждений и лунга силы кармы, тем самым делая пространство открытости более доступным. У вас появляется возможность наблюдать из этого пространства, которое само по себе является источником позитивных качеств. Знакомство с этим пространством дает жизнь новым чудесным качествам. Например, вместо гнева может появиться любовь. Когда более грубый ветер гнева отпускается, очищается ваша связь с кармическим ветром гнева. После того как вы обнаружите, что кармический ветер тоже исчез, оставайтесь в этом состоянии.
Вы можете спросить: «Если я больше не чувствую гнева, зачем мне оставаться там? » Это хороший вопрос. И ответ на него такой: вы должны оставаться там, потому что вам необходимо обнаружить позитивные качества, которые могут открыться вам в этом пространстве. Почва готова, но вам нужно получить плоды. После того как сорняки в саду выкопаны, нужно посадить семена. Но и на этом этапе вы не можете сказать: «Все сделано». Это не так. Еще не пришло время сбора урожая. Что вы делаете? Наблюдаете за семенами, за тем, как они прорастают. Подкармливаете их. Даете им воду и свет. Чем больше влаги и света они получают, тем быстрее прорастают. Через какое-то время побеги вырастут и дадут плоды.
Но, если подача воды или тепла прекратится, семена не прорастут. Даже когда лунг грубых ментальных повреждений и лунг силы кармы истощены, если вы не будете поддерживать осознание пространства открытости, оно не даст жизнь позитивным качествам.
Вы должны доверять этому пространству. Оно очень ценно для вас, поскольку дает жизнь всему. Опыт этого пространства дает жизнь опыту любви. Это пространство, которое создает реальность любви и умиротворения, идет ли речь о вашей семье, обществе, о мире в целом или обо всей Вселенной. Вы должны доверять силе этого пространства. Вы должны знать, что именно так осуществляются позитивные перемены.
Перемены не производятся направленным действием или усилием воли. Они приходят спонтанно, когда вы освобождаетесь от препятствий, блокирующих появление позитивных качеств. Это перемены, которым можно доверять. Мы же обычно делаем противоположное. Вместо того чтобы очищать путь, мы стремимся форсировать результат. И нас постигает неудача. Мы обречены постоянно сталкиваться с неудачей, если будем продолжать в том же духе. Нет никакой возможности осуществить перемены, форсируя результат. Но если мы освободимся от препятствий, которые мешают нам быть открытыми, а затем соединимся с пространством открытости и доверимся ему, результат появится естественным образом.
↑ 3. Лунг самопроявляющегося врожденного осознания
Этот ветер связан со способностью человека пробуждаться и распознавать союз пространства и осознания. Когда вы не осознаёте, вы теряете связь с состоянием открытости и впадаете в неведение. Вы испытываете сомнения и чувство незащищенности. Но когда вы пробуждаетесь, вы пробуждаетесь в едином пространстве. Это единство и есть природа ума. Именно его мы имеем в виду, когда говорим о медитации. Не позволяя концептуальному уму или неведению вмешиваться в это единство, мы способствуем тому, что наши мысли, чувства, ощущения и воспоминания появляются, живут и растворяются без борьбы. Остается лишь пространство открытого осознания. Продолжая выполнять практику, мы стремимся пребывать в состоянии единства пространства и осознания. Уделяя занятиям по 30, 45, 60 минут в день, вы будете постоянно развивать вашу способность поддерживать связь с этим осознанием, так чтобы никакие движения, звуки и мысли не смогли на нее повлиять.
Сознательно переживая врожденное осознание, вы знакомитесь с природой ума, и это очень положительно влияет на ваш беспокойный ум. Вы открываете много скрытых качеств — таких как сострадание, любовь, радость. Это подобно обнаружению спрятанного сокровища. Когда вы открываетесь настоящему моменту и сознательно осознаёте, ваши позитивные качества могут проявиться в любых обстоятельствах жизни.
Скажем, если кто-то переживает трудности или боль, у вас может возникнуть естественное и спонтанное желание помочь этому человеку, даже если он вам не близок. Любящая доброта спонтанно проявится в вас, потому что она присутствует в вашем источнике и у вас есть связь с этим источником. Однако если связь утрачена, спонтанного действия не случится. Если вы потеряли ключ от этого внутреннего сокровища, если вы потеряли осознанность, спонтанное проявление любви невозможно.
Если позитивные качества не проявляются, когда вы видите, что кто-то страдает от боли, если это не трогает ваше сердце, значит, вашему сердцу необходима практика Девяти очистительных дыханий. Вам нужно позволить отделенности и отвлеченности раствориться, а осознанию — расцвести. Вам необходимо соединиться с пространством вашего сердца более глубоко и проникновенно.
↑ 2. Лунг блаженства изначальной мудрости
Этот ветер связан с пробуждением мудрости, ведущей к осознанию сущности бытия. Как мы можем ощутить такую мудрость в нашей повседневной жизни? Бывают моменты, когда мы очень открыты и пребываем в этом состоянии довольно продолжительное время. Возможно также, что, даже когда вам доступно состояние открытости, вы не осознаёте его как таковое. Когда же вы осознаёте открытость, она становится очень могущественной. Часто наши отношения с собой и другими людьми — это всего лишь излагаемые нами истории. Мы тратим много времени, рассказывая о своем опыте, который мы получили вчера или, возможно, получим завтра, не понимая, что происходит с нами в данный момент. Простое осознание того, что вы чувствуете в тот момент, когда вы это чувствуете, — очень могущественно.
↑ 1. Лунг пространства природы бон
Список девяти лунгов начинается с самого важного из них — лунга пространства природы бон. Что это за ветер? К какой реальности он относится? Он представляет сущность нашей истинной природы, включающую в себя сущность формы и сущность сознания; сущность окружающего пространства и сущность того, что оно содержит в себе. Когда вы пребываете в глубокой медитации, когда ваши мысли и эмоции не активны, когда вы просто дышите — вы можете открыть в себе пространство, в котором ощущаете себя единым с Вселенной. У многих из вас были проблески этого опыта, многие из вас соприкасались со своей истинной природой и испытывали священный трепет. Вы можете переживать такой опыт, поскольку это то, что есть. В эти мгновения мы чувствуем себя такими умиротворенными и вместе с тем такими живыми и соединенными со всей жизнью.
Есть нечто такое, что связывает нас всех. Конечно, вы можете сказать, что вы верите в это, но для того, чтобы по-настоящему пережить этот опыт, требуется чистейшее, недуальное осознание. Его поддерживает самый тонкий ветер (№ 9). Это не происходит просто так; есть тонкий ветер, поддерживающий этот опыт. Есть лунг, прана, ци, ки; можете называть это волной; можете называть это движением. Можно называть это какими-нибудь научными терминами. Важно то, что все связано. Имеет ли это какое-то отношение к нам? Конечно! Ведь этот ветер, эта волна, это движение существует в нас. В каждом из нас. Способны ли мы пережить эту взаимосвязь? Это зависит лишь от нашей способности осознавать. Мы можем блуждать в страданиях, а можем переживать Освобождение. Все в наших руках.
Комментариев 0