Четыре важнейших качества учителя и лидера. Настрой на обретение качеств учителя
Содержание статьи:
Мы все поочередно посетили пещеру и поодиночке выполнили шестое упражнение, и некоторым из нас очень хотелось поделиться с другими своими впечатлениями и переживаниями. Но Цэрин сказал, что этого делать не нужно. То, что мы получаем во время двух последних упражнений комплекса, принадлежит каждому из нас лично и больше никому. Не нужно расплескивать свою энергию, рассказывая об этом другим. Тогда-то Цэрин и посоветовал вести дневник, записывая пришедшие в голову во время медитаций-размышлений мысли. Я последовал этому совету, ионвдальнейшем мне сослужил очень хорошую службу.
На следующее утро мы снова все вместе отправились в пещеру безмолвия. Когда мы вновь все расселись полукругом, Цэрин сказал, что намерен показать нам седьмое, завершающее упражнение комплекса, которое вместе с шестым представляет собой своего рода ключ к действенности всего комплекса. Оно направлено на обретение качеств лидера, способного сплотить вокруг себя людей и повести их за собой. Также это качества учителя, способного привлечь учеников.
Это упражнение, как и предыдущие, включает физические движения, особым образом направляющие энергетические потоки. Но оно еще в
большей степени, чем шестое упражнение нацелено на создание особого настроя путем медитативных размышлений.
Прежде чем приступить собственно к демонстрации упражнения, Цэрин предложил нам очень внимательно выслушать и запомнить то, что он скажет. Ведь он должен задать направление нашим размышлениям во время упражнения и сообщить саму суть настроя на обретение качеств учителя и лидера.
Он объяснил нам, что настоящий учитель,способный привлекать учеников, обладает четырьмя важнейшими качествами.
- Первое качество — это умение быть щедрым.Делиться с другими не только материальными, но и духовными благами. Не скупиться, опасаясь,что другие преуспеют больше, чем ты, воспользовавшись тем, что получено от тебя. Помнить,что когда отдаешь что-то искренне, открыто,от сердца — это многократно вернется к тебе.
- Второе качество — умение правильно разговаривать с людьми. Это значит — не лгать,не клеветать, не разговаривать грубо и не заниматься пустыми разговорами. Это значит также обращаться к другим без осуждения, без напора и излишней жесткости. Если ты действительно хочешь чему-то научить другого — ты будешь с ним говорить честно, прямо, но без резкости и осуждения.Тот,кто говорит резко, с осуждением, обычно лишь притворяется, что хочет блага другому.На самом деле он хочет лишь превознестись над другим, потешить свою гордыню и возвыситься за счет унижения другого. Но тот, кто хочет унизить других — всегда в конечном итоге унижает себя. Такое поведение несовместимо с качествами подлинного учителя.
- Третье качество — умение бескорыстно помогать другим.Если ты помогаешь другим, и при этом озабочен тем,что о тебе подумают или ждешь какого-то вознаграждения в ответ — значит,твои помыслы нечисты и от твоей помощи не будет пользы никому, а будет один лишь вред.
- Четвертое качество — неукоснительное следование нравственной дисциплине. Ты не можешь помогать другим,а тем более учить их чему-то, если сам не следуешь в своей жизни нравственным принципам, которые пропагандируешь, и следования которым ждешь от других.
Нравственная дисциплина состоит в том, чтобы следовать добродетельному поведению и избегать недобродетельного.
Добродетельное поведение — это милосердное отношение к себе и к другим, доброта и терпение, честность,трудолюбие,совершенствование мудрости, спокойствие, любовь.
Недобродетельное поведение — это посягательство на то,что нам не принадлежит, в том числе на жизнь и имущество другого человека; а также алчность, недоброжелательность, лживость, злословие, грубость.
Каждый раз, выполняя комплекс упражнений, надо завершать его размышлениями на эти темы, а главное — строгим и беспристрастным отчетом перед самим собой: насколько вы преуспели в следовании качествам лидера и учителя, насколько добродетельны ваши мысли и поведение, какие ошибки вы совершили, где отклонились от пути, и как можно эти ошибки исправить.
↑ Учитель передает в наши руки огромную силу
Затем Цэрин рассказал, что упражнение, которое он нам сейчас покажет, позволяет аккумулировать очень большое количество энергии. В сочетании же с полученными нами знаниями и направленными в правильное русло мыслями эта энергия позволяет привлекать к себе людей, дает силу передавать им знания и полезные навыки, разумно управлять ими, без давления и принуждения направляя к благой цели. Цэрин сказал, что мастера, освоившие этот комплекс в совершенстве, при помощи этой энергии могут управлять не только людьми, но даже силами природы, например, вызывая ветер или волны на море. Вот какую мощь он передает в наши руки. Но сила будет приходить к нам постепенно, нарастая от одного выполнения комплекса к другому. Поэтому не надо сразу же браться за сложные задачи. Надо прислушиваться к себе, быть внимательными к своему состоянию, и тогда мы будем чувствовать, что нам уже под силу, а что — нет.
Упражнение, которое вслед за этим продемонстрировал нам Цэрин, состоит из двух частей. Первая часть выполняется стоя, вторая — сидя со скрещенными ногами.
Цэрин встал перед нами в полный рост, поставив ноги довольно широко — между стопами было расстояние более метра. Носки были разведены в стороны. Сложив руки в молитвенном жесте, он сделал несколько глубоких вдохов и выдохов. Затем он поставил руки перед собой, ладонями навстречу друг другу, так, что между ладонями также оказалось расстояние с метр или около того. Было такое впечатление, что он держит перед собой шар диаметром около метра. Он сделал еще несколько глубоких вдохов и выдохов, причем у меня сложилось впечатление, что на выдохе он будто бы накачивает «шар» энергией. На какое-то мгновение я даже увидел тусклое свечение, усиливавшееся, когда Цэрин с силой выдыхал воздух.
После этого, сделав вдох, на выдохе он перенес центр тяжести на правую ногу, одновременно сгибая ее в колене вправо. Вытянутая левая нога осталась на месте, а прямой корпус сместился вправо вслед за ногой.Одновременно с этим его руки сделали поворот по часовой стрелке, как бы поворачивая шар. Теперь правая рука располагалась ладонью вверх возле правого колена, а левая рука ладонью вниз на уровне лба.
Затем на вдохе он, выпрямляя правую ногу,перенес центр тяжести обратно к срединной линии тела и вернулся в прежнюю стойку,одновременно перемещая ладони, как бы поворачивая шар против часовой стрелки. Теперь ладони снова были расположены параллельно, обращены навстречу друг другу.
На выдохе он выполнил перенос центра тяжести на левую ногу, одновременно сгибая левое колено в сторону и перемещая руки, как бы поворачивая шар против часовой стрелки. Теперь правая ладонь была обращена вниз и располагалась на уровне лба, а левая ладонь обращена вверх и располагалась возле левого колена. И снова я как будто увидел между его ладонями свечение шара энергии!
Затем он снова вернулся в центр, поворачивая воображаемый шар,а вместе с ним ладони, так, что они снова были на уровне груди.
Так он сделал поочередно еще по два выпада в каждую сторону.
После этого он повел ладонями вниз, как бы скользя по поверхности шара, и затем повернул их пальцами навстречу друг другу, и внизу (какбы под нижней поверхностью шара) соединил кончики пальцев встретившихся рук. Теперь он как бы поддерживал шар снизу, держа соединенные руки ладонями вверх чуть ниже пупка. Сделав несколько вдохов и выдохов, он повел ладони вверх, снова будто проводя ими по боковым поверхностям шара, затем снова повернул пальцами навстречу друг другу и соединил пальцы на уровне подбородка. Теперь его руки, соединенные кончиками пальцев,как бы лежали ладонями вниз на верхней поверхности шара. Снова сделав несколько вдохов и выдохов, он медленно провел по боковым поверхностям «шара» до уровня груди, еще немного глубоко подышал и очень медленно и плавно опустил руки вдоль тела. И просто стоял неподвижно минуту-другую.
На этом первая часть упражнения закончилась. Цэрин незамедлительно приступил к демонстрации второй части.
Собственно,это была медитация сидя со скрещенными ногами и закрытыми глазами. Она длилась минут пять, все мы просто смотрели на Цэрина,и каждый думал, наверное, о своем, а скорее всего, как и я,никто ни о чем не думал, а просто прислушивался к разлитой вокруг какой-то огромной силе, которая,казалось,наполняла все тело и душу, заставляя чувствовать,что нет в мире невозможного для нас. И это только после созерцания выполнения упражнения учителем! Что же будет, когда мы начнем выполнять его сами?
Суть упражнения Цэрину объяснять было не нужно — каким-то образом мы поняли, а может, и увидели все сами, без слов. Огромная энергия, которую он сконцентрировал в «шаре», была не просто силой, а силой разумной, мудрой и направленной во благо людям. В конечном итоге эта энергия частично наполнила пещеру и передалась нам, а частично стала частью самого Цэрина. Эта притягательная сила, пожалуй, и есть то, что можно назвать харизмой. Харизматичный лидер не только силен сам, он делится своей силой, вдохновляя и направляя на путь других. Здесь, в пещере, учитель поделился своими силами и знаниями с нами, от чего и он сам, и мы стали сильнее. Для меня это осталось наглядным примером мудрости и мастерства учителя на всю жизнь.
↑ Искренний и честный разговор с самим собой
Что касается второй части упражнения, то тут Цэрин дал нам такие наставления: сесть с прямой спиной, скрестив ноги, дышать медленно и размеренно и с максимальной честностью и искренностью давать себе ответы на такие вопросы:
- Был ли я со времени последнего выполнения этого комплекса в нужной мере щедрым и открытым? Не скупился ли делиться? Не опасался ли, что кто-то обратит мою щедрость против меня? Не ревновал ли других к их успехам, не боялся ли, что кто-то обойдет меня?
- Правильно ли я разговаривал с людьми? Не допускал ли лжи, клеветы, грубости, жесткого и неуважительного обращения с другими? Не тратил ли время на пустые разговоры?
- Помог ли я кому-то бескорыстно? Если что-то делал для других — следовал ли яв этом искреннему порыву души или подспудно ждал благодарности либо какой-то выгоды для себя?
- Следовал ли я правилам добродетельного поведения, не допускал ли недобродетельных поступков или мыслей?
- Что я должен делать впредь, чтобы больше не повторять допущенных ошибок?[/quote]
Не надо слишком форсировать ход своих мыслей. Это размышление, как и в шестом упражнении, носит в большой степени медитативный характер. Пусть мысли текут как бы сами собой. Таким образом истина открывается лучше, чем когда мы слишком стараемся ее открыть.
И опять же - не надо никому рассказывать, о чем вы думали,к каким выводам пришли. Это касается только вас и вашей совести, больше никого. Если у вас возникнут какие-то озарения, вы поймете что-то важное для себя — обязательно запишите эти мысли.
Один раз мы все выполнили первую часть упражнения под руководством Цэрина. Затем он повел нас обратно в монастырь, с тем,чтобы на следующий день мы опять поодиночке отправлялись в пещеру, и каждый возвращался со своей истиной и собственным пониманием своего пути. Оно обязательно придет и к вам, когда вы будете практиковать весь комплекс упражнений целиком.
↑ Последовательность выполнения седьмого упражнения
Первая часть
- Встать прямо, ноги поставить на ширину примерно метр, стопы развернуть в стороны. Руки сложить в молитвенном жесте перед грудью.
- Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов.
- Медленно развести руки и поставить перед собой на расстоянии примерно метра друг от друга, пальцы направлены вперед, ладони обращены навстречу друг другу — как будто вы держите перед собой шар диаметром около метра.
- Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, на выдохе представляя,что наполняете шар энергией.
- Сделайте вдох и на выдохе согните правое колено в сторону, одновременно перемещая центр тяжести вправо, и двигая ладони по часовой стрелке,как бы поворачивая воображаемый шар. Правая ладонь должна остановиться над правым коленом, будучи обращенной вверх. Левая ладонь останавливается на уровне подбородка и обращена вниз. Теперь вы как бы поддерживаете шар снизу и сверху.
- На вдохе выпрямите правое колено,возвращаясь в центр и поворачивая руки против часовой стрелки, снова как будто возвращая шар в исходное положение (когдавы держите его с боков перед собой).
- На выдохе согните левое колено,смещая центр тяжести тела влево, руками делайте движение,как будто поворачиваете шар против часовой стрелки. Левая рука останавливается над левым коленом, ладонь обращена вверх, правая рука останавливается у подбородка, ладонь обращена вниз.
- На вдохе снова разогните колено,верните корпус в центр, снова держите «шар» с боков перед собой.
- Повторите еще по два раза поочередно смещение корпуса со сгибанием колена вправо и влево, одновременно поворачивая «шар». На выдохе представляйте, что наполняете шар энергией.
- Снова, стоя прямо с широко расставленными ногами, верните руки в положение, когда вы держите «шар» перед собой, поддерживая его с боков.
- Медленно скользите ладонями по боковым поверхностям шара вниз, состыкуйте движущиеся навстречу друг другу пальцы, как будто вы поддерживаете шар снизу, держа ладони чуть ниже пупка.
- Задержитесь в этом положении примерно на полминуты. Дышите размеренно, представляя, как на выдохе заполняете шар энергией.
- Медленно скользите ладонями по боковым поверхностям «шара» вверх, пока пальцы не состыкуются на уровне подбородка. Теперь ладони обращены вниз, вы как бы накрыли ими шар сверху.
- Задержитесь в этом положении на полминуты. Дышите размеренно, представляя, как на выдохе наполняете шар энергией.
- Вдохните и снова передвиньте руки по боковым поверхностям шара вниз, затем остановите их на уровне груди, снова как бы поддерживая шар с боков. На выдохе мысленно наполните шар энергией, на вдохе представляйте, как втягиваете энергию шара в свое тело.
- На следующем выдохе представьте, как направляете энергию шара другим людям — своим ученикам, подчиненным, или просто тем, кого вы любите.
- Поочередно направляя на вдохе энергию шара себе, а на выдохе тем, кого вы любите, дождитесь, пока у вас появится ощущение, что энергия шара наполовину впитана вами, наполовину отдана другим, и шара у вас в руках больше нет. Тогда медленно опустите руки вдоль тела и некоторое время стойте неподвижно, ощущая движение энергии в теле.
Вторая часть
- Сесть, скрестив ноги, с прямой спиной, ладони положить на колени. Закрыть глаза.
- Дышать ровно и размеренно.
- В течение любого времени от 5 до 20 минут размышлять на темы качеств лидера и учителя, и честно давать себе ответы, насколько вы приблизились к ним, а над чем вам еще предстоит работать.
- Несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть, открыть глаза, потянуться, размять мышцы.
- Записать те мысли, которые пришли вам во время медитации- размышления.
↑ Пояснения и комментарии к упражнению
Тренироваться в седьмом упражнении, как и в шестом, следует в уединении и тишине. Важно, чтобы вам никто не помешал. На тренировку достаточно одного-двух дней занятий по 30-40 минут.Если вы хорошо освоили первые пять упражнений, то ощущение шара, наполненного энергией, появится у вас достаточно быстро.
Если оно не появляется, то уделите еще время тренировке первых пяти упражнений. Явственное и четкое ощущение шара — это показатель, что ваши энергии настроены правильно и вы готовы завершить освоение комплекса.Если же ощущения шара нет — значит, вы не готовы к последнему ключевому упражнению. Расстраиваться по этому поводу не надо, ведь у каждого из нас свои собственные темпы и ритмы продвижения по пути. Вот чего точно не следует делать — так это корить и осуждать себя за то, что у вас что-то не получается так быстро, как бы хотелось.
Также не осуждайте и не корите себя, если в процессе размышлений выявится, что вы не так совершенны, как хотелось бы, и не во всем соответствуете качествам лидера и учителя. Помните,что все мы несовершенны. Главное — стремиться к совершенству, а не быть им. И не забывайте, что принципы доброты,любви,милосердия надо распространять не только на других людей, но и на себя. Поэтому отнеситесь к себе мягко, с пониманием, даже если что-то не получается.Если вы будете практиковаться постоянно, то результаты начнут накапливаться. Поначалу вы можете не замечать, что что-то меняется -но перемены начинаются уже тогда, когда вы просто читаете эту книгу. Вы непременно перейдете в новое качество и начнете совершенствоваться в нем.
Этот процесс бесконечен.Не останавливайтесь не пути. Я уверен, что вас ждет множество открытий и достижений.
↑ Рекомендации по выполнению седьмого упражнения:
- Занимайтесь в тишине и уединении.Потратьте на освоение упражнения один-два дня занятий по 30-40 минут.После этого можно будет приступать к практике всего комплекса семи упражнений в целом.
- Если не возникает ощущения,что вы держите шар энергии, снова вернитесь к освоению первых пяти упражнений.
- Не форсируйте накачивание шара энергией, особенно поначалу.
- Представляйте, что наполняете его мягко и плавно. Не вкладывайте в это все силы. Пусть у вас будет чувство, что вы вдуваете в шар не все свои силы, а лишь избыток этих сил, и при этом у вас остается их достаточно много.
- Во второй части упражнения не надо слишком напрягать разум. Не старайтесь усиленно размышлять — позвольте мыслям свободно течь.
- Обязательно записывайте выводы и открытия, которые вы делаете в процессе медитации.
Комментариев 0