Никто из нас не может ответить на вопрос, что такое сострадание. Преобразование страдания в радость
Содержание статьи:
Мы встречались с Цэрином каждый день, и он очень тщательно контролировал правильность выполнения нами его заданий.Уже через два дня я почувствовал себя гораздо более просветленным, как будто и правда мое сердце открывалось, и с плеч спадал тяжелый груз. Но одновременно накапливалась и усталость, природу которой я понять не мог.Мне казалось, что физическое самочувствие должно улучшаться, легкость на душе должна сопровождаться и легкостью во всем теле. Пока же я ощущал тяжесть, и, как выяснилось, примерно то же самое чувствовали мои сотоварищи по группе.
Цэрин,узнав об этом, сказал, что так и должно быть, состояние это на данном этапе естественно. Мы начали избавляться от «ядовитых»или «сорных» семян нашего сознания и подсознания, наши энергии стали чище, светлее - и вот на этом фоне начали проявляться глубинные, неосознаваемые нами страдания, представляющие собой тяжелые энергии где-то на дне души. Именно они и вызывают чувство усталости. Это чувство усталости, как сказал Цэрин, не должно становиться для нас поводом к унынию, напротив,надо превратить его в стимул для дальнейшего движения вперед.
- Если вы остановитесь сейчас, - добавил он, - то рискуете остаться в состоянии тяжести и уныния навсегда. - Если воды реки стали настолько прозрачны, что виден лежащий на дне камень - самое время этот камень убрать, чтобы он не мешал свободному течению потоков.
Утешало только то, что «воды реки» - или наши энергетические потоки - уже начали избавляться от всякой мути и стали прозрачными. Но как справиться с этими тяжелыми камнями? Что они собой представляют? И хватил ли сил, чтобы убрать их «со дна реки»?
Мы все как один с надеждой смотрели на Цэрина, видя в нем уже не сурового учителя, а помощника и избавителя от наших бед. Мы уже успели проникнуться доверием к нему, так как поняли, что его методика действует, и еще как. Каждый из нас был преисполнен решимости идти до конца.
Но Цэрин начал с того, что задал, как это часто бывало, неожиданный вопрос:
- Вы знаете, что такое сострадание?
- Сострадание... это... - начал я и замолчал, вдруг поняв, как трудно найти слова для обозначения такого, казалось бы, известного понятия.
- Сострадание - это способность принимать боль другого как свою, - выпалил Джон.
- Все согласны? - спросил Цэрин.
Тибетцы покачивали головами, явно не очень соглашаясь. Один из них сказал:
- Сострадание - это способность избавить от страдания себя и других.
- Это уже лучше, - сказал Цэрин. - Принимать боль другого как свою нет никакого смысла. Тогда вместо одного страдальца появится два. Разве не так?
Я раздумывал над его словами. Да, наши западные стереотипы мышления явно не совпадали с утонченной восточной философией. Та стереотипная фраза о сострадании, которую, не задумываясь, произнес Джон - в самом деле, что она означает? Если начать страдать вместе с ближним, которому ты сострадаешь, мучиться вместе с ним - кому от этого станет легче?
Нет, я, конечно, видел ситуации, когда кто-то страдал за другого или вместе с ним. Этому другому действительно могло на какое-то время стать легче. Но все же проблему это не решало. Скорее, Цэрин прав: принять как свою боль другого - значит, пополнить собой ряды несчастных людей и никому ничем не помочь.
А вот избавить от страданий себя и других - это звучало гораздо более воодушевляюще. Но как это сделать?
- Когда ты сам отягощен страданием, оно - как гигантский камень, мешающий нормальному течению реки, - продолжал Цэрин. - В таком случае твои энергии текут искаженно. Искаженно текут и энергии между тобой и другими людьми. Поэтому искажен оказывается и смысл вашего взаимодействия. Между вами - камень, барьер.Поэтому вы не понимаете и не слышите друг друга. Или понимаете неправильно. В этом случае невозможна нормальная коммуникация.
- А если я не чувствую никакого страдания? - спросил Джон. - Когда,к примеру, я веду деловые переговоры, мне не до собственных переживаний. Я о них попросту забываю.
- Дело не в том, чувствуешь ты или нет. Дело в том, существует оно или нет. Если оно существует -то будет мешать тебе, даже если ты его не чувствуешь.Сегодня вы жаловались мне на усталость. Это проявление скрытого страдания. Вы видите,что оно может проявлять себя по-разному. И далеко не всегда вы осознаете, что причиной вашей усталости,плохого настроения, неудач во взаимоотношениях может быть вот это скрытое страдание. О котором вы предпочли бы ничего не знать. Но чем больше вы хотите о нем забыть - тем больше оно мешает вам.
↑ Страдания - камень на душе, мешающий нормальным взаимоотношениям
Цэрин сказал, что именно вот эта скрытая тяжесть, камень на душе многих людей и мешает их нормальным взаимоотношениям. Если,к примеру, два человека вступают в общение, и оба они отягощены страданием, то энергии между ними просто не будут течь, и общения не получится. Вряд ли будет удачным общение и в том случае, если хотя бы один вступает в него с отягощенным сердцем. Поэтому для нормального взаимодействия просто необходимо научиться избавляться от этой тяжести на сердце самому и помогать в этом другим.
Затем Цэрин приступил к объяснению смысла упражнения, которое как раз направлено на освобождение от скрытых страданий себя и других.Он сказал, что упражнение состоит из трех частей. Первая часть направлена на то, чтобы зажечь в себе внутренний свет достаточной силы, необходимый,чтобы буквально сжигать в нем любые страдания. Вторая часть направлена на избавление от тяжелых энергий страдания самого себя.Третья часть направлена на избавление от этой тяжести другого человека. Первые две части выполняются индивидуально. Их можно выполнять наедине с собой, без присутствия партнера.Но если вы чувствуете, что страдание велико и в одиночку вам трудно справиться, лучше заручиться поддержкой партнера. Пусть он будет если не рядом, но где-то неподалеку, чтобы вы могли, если что, позвать его на помощь. И третья часть выполняется вместе с партнером.
Цэрин сообщил нам, что со временем мы можем научиться помогать другим людям на расстоянии и даже без их ведома. Но учиться нужно все- таки в паре, для обеспечения обратной связи: каждый из партнеров должен поделиться своими ощущениями с другим после выполнения упражнения - только так можно проверить, насколько качественно оно было выполнено.
↑ Учитель демонстрирует, как растворить свою и чужую боль
Затем Цэрин приступил к демонстрации первой части упражнения.
Он встал прямо, сложив руки перед грудью в молитвенном жесте, закрыл глаза и некоторое время интенсивно дышал. Затем воздел сложенные руки над головой, прогнулся спиной назад, снова выпрямился, сделал наклон вперед, уперся ладонями в пол, и рывком выбросил назад прямую левую ногу, поставил ее за собой на расстоянии примерно полутора метров, а правую ногу немного согнул колене. Затем, выпрямив правую ногу, вытянул ее назад, к левой. Теперь его тело представляло собой фигуру треугольника: вытянутые руки и ноги упирались в пол, а таз был поднят вверх. Из этой позы он, прогнув спину, вытянулся вперед, опуская таз, и оказался в упоре лежа, когда все тело представляло собой прямую линию, опираясь лишь на ладони и стопы. Затем снова он поднялся в предыдущую позицию, напоминающую треугольник, в прыжке подтянул левую ногу вперед, согнув колено, а правую прямую ногу переместив назад. Затем подтянул правую ногу к левой, и выпрямился, отрывая руки от пола и снова складывая их в молитвенном жесте. После чего снова поднял сложенные ладонями руки вверх, над головой, прогнувшись в спине, и снова опустил их, поставив перед грудью.
Все это он выполнил опять же с удивительной легкостью и изяществом.
На мой взгляд, это было похоже на йоговское «приветствие солнцу». Но, как я узнал позже, Цэрин вкладывал в упражнение другой, более глубокий смысл.
После Цэрин начал демонстрировать вторую часть упражнения, и я, увы, видел опять лишь внешнюю, физическую его составляющую, надеясь, что после учитель объяснит, в чем тут суть.
Он снова встал прямо, закрыл глаза, сложил ладони в молитвенном жесте и некоторое время просто стоял так, интенсивно дыша. Затем он широким
резким движением развел руки в стороны и вниз, развернув ладони вперед, затем крестообразно сложил руки на груди, расположив ладони на плечах и опустив голову вниз.В этой позе он делал глубокие вдохи через нос и резкие выдохи через рот.Затем снова развел руки, и еще два раза повторил скрещивание их на груди. После, разведя руки еще раз, сложил их уже снова в молитвенном жесте.
Видя,что мы ничего не поняли, Цэрин объяснил, что в первой части упражнения он особым образом сконцентрировал энергию в области открытого сердца. Эта энергия дает силу,чтобы опереться на свою здоровую, благополучную часть, и отделить от нее ту часть себя, которая наполнена страданиями. Также концентрация энергии необходима, чтобы во второй части у вас была сила справиться с этим страданием. Во второй части вы воспринимаете страдание уже как что-то внешнее, отдельное от вас. И тогда вы можете принять его в свое сердце, уже не опасаясь, что оно повредит вам.Вы словно обнимаете это страдание жестом скрещенных рук и делаете это с любовью и добром. Силой вашего открытого сердца тяжелая энергия страдания преобразуется в настоящий световой взрыв, или фонтан света, который вливается в ваше сердце и делает вас еще сильнее.
Только когда мы справимся таким образом со своим страданием, сказал Цэрин, мы можем помочь ближнему. На это направлена третья часть упражнения.
Для ее демонстрации Цэрин попросил подойти к нему одного из тибетских юношей.Он сказал, что тот должен просто встать перед ним и закрыть глаза.Сам же Цэрин, стоя напротив него, опять выполнил вторую часть упражнения - по крайней мере, так это выглядело внешне. Но когда тибетский юноша открыл глаза, я в первый момент не узнал его. Он просто сиял и лучился.На его лице блуждала счастливая улыбка, которой я раньше никогда у него не видел.
- Наконец я вижу твое настоящее лицо, - сказал Цэрин, и спросил юношу, как он себя чувствует.
Тот ответил, что никогда еще не испытывал такой легкости. Как будто заново родился.
Цэрин сказал, что это упражнение и есть в какой-то мере новое рождение.
Воодушевленные такой перспективой, мы начали с энтузиазмом осваивать.
↑ Последовательность выполнения третьего упражнения
Первая часть
- Встаньте прямо, стопы соедините вместе и поставьте параллельно друг другу. Следите, чтобы спина была прямая, а плечи развернуты и опущены. Медленно и плавно сложите руки перед грудью ладонями вместе в молитвенный жест. Если сможете выполнять упражнение с закрытыми глазами, то закройте их, но это необязательно.
- Делайте глубокие интенсивные вдохи и выдохи через нос, дыша диафрагмой.
- Медленно вытяните руки над головой, не размыкая ладоней.
- Слегка прогнитесь назад в области грудного отдела позвоночника, одновременно поднимая голову, чтобы посмотреть на сложенные руки.
- Медленно и плавно наклонитесь вперед, стремясь ладонями коснуться пола перед стопами, не сгибая при этом ноги в коленях.
- Теперь нужно упереться ладонями в пол перед собой. Если с прямыми ногами это сделать трудно, слегка согните их в коленях.
- Опираясь ладонями о пол, легким прыжком согните правую ногу в колене, а левую выбросите назад. У вас получится поза, напоминающая положение бегуна, занявшего позицию на низком старте, с той разницей, что вытянутая назад левая нога прямая.
- По-прежнему упираясь ладонями в пол, вытяните правую ногу назад, расположив ее рядом с левой.
- Поднимите таз вверх, слегка прогнувшись в пояснице. Тело опирается только на ладони и стопы, руки и ноги вытянуты, прямые. Таким образом тело оказывается в форме угла, верхняя точка которого - поднятый вверх таз.
- Плавно опустите таз вниз, вытягивая тело в прямую линию, одновременно прогибаясь в верхней части спины и плавным жестом закидывая голову назад. Теперь тело опирается на ладони и пальцы ног, удерживаясь на весу над полом.
- Из этого положения снова поднимите таз вверх, вернувшись в позу треугольника.
- Опираясь на ладони, в легком прыжке подтяните вперед согнутую в колене левую ногу, а правую прямую ногу выбросьте назад, снова оказавшись в позе, напоминающей низкий старт бегуна.
- Подтяните правую ногу к левой, также согнув ее в колене, и, оттолкнувшись от пола ладонями, выпрямьтесь, одновременно складывая ладони в молитвенном жесте перед грудью.
- Вытяните вверх руки со сложенными ладонями, прогнитесь назад в грудном отделе позвоночника, посмотрите на сложенные руки.
- Выпрямляя спину, опустите руки в молитвенном жесте к груди.
- Смотрите перед собой.
Вторая часть
- Продолжайте стоять со сложенными у груди руками (перерыв после первой части упражнения не делается) и интенсивно дышите, делая глубокие вдохи и выдохи через нос.
- Сосредоточьтесь на области сердца,ощутите там свет и силу. Представьте, что это центр, где сосредоточена ваша сильная,благополучная,светлая и счастливая часть.
- Представьте, что из этой сильной благополучной части вы смотрите на другого себя, который стоит перед вами. Это та часть вас, которая отягощена страданиями.
- Представьте, что вы смотрите из своего сердца, полного света, силы и любви, на сердце этой другой половины вас, и видите там темное пятно.Почувствуйте,что у вас достаточно силы и энергии в сердце, чтобы растворить это пятно.
- Широким жестом раскиньте руки в стороны, ладонями вперед, затем скрестите их на груди, положив ладони на плечи,представляя,что таким образом обнимаете темное пятно страдания, увиденное в своем «другом Я» как будто со стороны. Делайте это с любовью и добром.
- Голову опустите на грудь и представьте, что свет вашего сердца как бы взрывает это темное пятно, и оно растворяется,испустив фонтан света, который вливается в вас,придавая вам еще больше силы. Помогайте взорвать и растворить это пятно при помощи дыхания, для чего глубоко вдыхайте через нос и делайте резкие выдохи через рот.
- Поднимая голову, снова разведите руки в стороны, и повторите жест скрещивания рук еще два раза.
- Снова разведите руки в стороны,а затем сложите их на груди в молитвенном жесте. Дышите спокойно и размеренно в течение примерно полуминуты.
Третья часть
- Встаньте напротив партнера,которому вы хотите помочь избавиться от страданий.
- Повторите пункты 1 и2 второй части упражнения.
- Посмотрите из своего сильного центра будто со стороны на область сердца партнера, представив там темное пятно или сгусток страданий.
- Повторите пункты с 5 по 8второй части упражнения, но теперь представляя, что вы обнимаете, принимаете и растворяете темное пятно не своего другого Я, а другого человека.
↑ Пояснения и комментарии к упражнению
Цэрин просил нас все время меняться парами, и наконец мы получше познакомились с двумя тибетскими юношами. Одного из них звали Нима, другого Пасан. Нима оказался веселым и улыбчивым, по крайней мере, он стал таким после упражнения, когда Цэрин сказал ему, что он наконец обрел свое настоящее лицо. Пасан был постарше и казался более серьезным, но от него так и веяло силой и какой-то глубинной мудростью.
Мы по-настоящему подружились, и я опять подивился силе наших стереотипов, которые заставили в первую очередь сдружиться нас с Джоном, так как мы представители одной культуры. Но на самом деле различия культур вовсе не являются препятствием для общения и дружбы, если мы помним, что все мы дети одного Создателя и все являемся людьми - существами общей природы. И даже страдания и проблемы наши схожи, благодаря чему мы можем понимать друг друга и помогать друг другу.
Что же происходит во время выполнения этого упражнения?
Когда мы встаем с прямой спиной и опущенными плечами, сложив руки в молитвенном жесте, и интенсивно дышим, наши внутренние ветра усиливаются и стабилизируются, и мы обретаем прочный внутренний стержень, ось, центр, который питает и поддерживает нас.
Вытягивая руки со сложенными ладонями вверх и прогибаясь в грудном отделе позвоночника, мы открываем сердце и впускаем в него сильные, мощные энергии, благодаря чему сердце становится средоточием света, силы, любви, добра.
Наклоняясь вперед, мы помогаем разблокировать течение энергии во всем теле, убираем существующие блокировки и зажимы, благодаря чему наполняемся огромным творческим потенциалом.
Выполняя позу треугольника и движение, похожее на отжимание с прогибом спины назад, мы еще больше открываем сердце, устраняем закупорки энергетических каналов и помогаем нашей энергии стать более подвижной, сильной и активной.
Таким образом вся первая часть - это интенсивная подготовка к тому, чтобы во всеоружии подойти к устранению страдания, сначала своего, затем и чужого.
Во второй и третьей части упражнения очень важно встречать и свои, и
чужие страдания без страха, а с уверенностью, что у вас достаточно сил для их растворения. Такую уверенность как раз и дает качественно выполненная первая часть упражнения.
Цэрин рассказал нам, что это упражнение проистекает из традиционной тибетской практики «тонг-лен»,что в переводе означает «принятие -отдавание».Мы с чистым, сильным сердцем отдаем и принимаем боль и страдания - не пытаемся прятаться,бежать от них, но и не впадаем в переживания или отчаяние по их поводу.Вместо этого мы трансформируем боль в силу, в энергию любви и добра. Именно в этом состоит искусство подлинного сострадания. Не в том, чтобы начать страдать вместе с другими - а в том,чтобы преобразовать их страдания в силу.
Когда между людьми больше не стоит скрытая, но мощная стена боли и страданий, их отношения строятся совсем по-другому. Они начинают слышать и понимать друг друга. Между ними возникает своего рода тонкая настройка друг на друга. В итоге исчезают конфликты, и даже сложные проблемы решаются легко и мягко. Люди, больше не обремененные страданиями, лежащими как камень в глубине души, становятся в гораздо большей степени способны к любви, уважению и прочим добрым чувствам. Именно страдания часто заставляют нас осуждать других, гневаться и раздражаться,страдания не дают нам посмотреть на ситуацию глазами другого человека и понять его.Представьте,насколько лучше пойдут у вас дела и в бизнесе, и в личной жизни, если между вами и другими людьми больше не будет мутной пелены боли и страданий.
Как говорил Цэрин, освоив упражнение в совершенстве, вы сможете помогать другим людям даже на расстоянии. А если вы преуспеете и станете мастером, то начнут происходить настоящие чудеса: вы начнете избавлять людей от страданий одним фактом своего присутствия и общения с ними.Вы будете делать это подсознательно, автоматически!Безусловно,люди начнут тянуться к вам, потому что вы станете для них олицетворением счастья, радости,доброй созидательной силы и внутренней свободы. А там,где люди чувствуют себя счастливыми и свободными, непременно им сопутствует успех во всем, чем бы они ни занимались.
↑ Рекомендации по выполнению третьего упражнения
- На освоение упражнения надо потратить не менее недели, занимаясь как минимум по полчаса и как максимум по часу в день (дольше не надо).
- Выполнять упражнение лучше с утра,или по крайней мере в первой половине дня. В это время природные, а главное, солнечные энергии наиболее сильны. Это важно, потому что в процессе выполнения первой части упражнения нам помогают природные энергии.
- Первую часть упражнения желательно выполнять наедине с собой.
- Не приступайте ко второй части упражнения, если после выполнения первой части не почувствуете прилив силы и уверенности всебе.В таком случае повторите первую часть еще один-два раза. Если и после этого позитивных изменений в вашем состоянии нет, отведите два-три дня на освоение одной только первой части и пока не переходите ко второй.
- Вторую часть упражнения можно выполнять как наедине с собой, так и в присутствии партнера. На начальных этапах присутствие партнера более желательно, но это должен быть партнер, который уже освоил самостоятельно первую и вторую части упражнения. Тогда он сможет помочь вам, если у вас не сразу будет получаться вторая часть.
- К третьей части упражнения приступайте лишь после того, как у вас будет хорошо получаться вторая. Обратите внимание, это очень важно: не выполняйте третью часть, если чувствуете хоть малейший дискомфорт в своем состоянии. Помогать другим мы можем лишь в том случае, если сами чувствуем себя безупречно.
- Если чувствуете, что вам трудно освоить сразу все три части упражнения подряд, выполняйте его по такой схеме: два-три дня подряд только первая часть, затем приступайте к выполнению подряд первой и второй части, и потратьте на это столько дней, сколько понадобится, чтобы вы почувствовали, что действительно научились принимать и растворять тяжелые энергии боли и страданий.
- К третьей части приступайте осторожно, с опытным партнером. Меняйтесь ролями, поочередно помогая друг другу избавляться от энергии страданий. Делитесь впечатлениями, и при необходимости корректируйте работу друг друга.
- Не бойтесь ситуации, когда на месте растворенных страданий вдруг начнут всплывать новые. Это естественная ситуация, которую следует воспринимать как признак, что вы все делаете правильно. Продолжайте работу дальше, и помните: даже если упражнение получится не сразу, негативных последствий у него быть не может. Движение может происходить не так быстро, как вам хочется, но это в любом случае будет ваше продвижение к добру, свету, отсутствию боли и избавлению от всего, что мешает вашему счастью и успеху.
- После освоения всего комплекса семи упражнений это упражнение по мере необходимости можно будет выполнять отдельно от всего комплекса.
Комментариев 0