Пранаяма │ Часть 1

+ -
0
Пранаяма │ Часть 1

Что такое прана?



Прана — это вселенская энергия, или сила. Это жизненная сила. Прана есть повсюду. Она может пребывать в статическом или динамическом состоянии. Ее можно обнаружить во всех формах жизни, от высших до низших, в муравьях и в слонах, в одноклеточных амебах и в человеке, в элементарных формах растительной и в сложных формах животной жизни.

Именно благодаря энергии праны уши слышат, глаза видят, кожа ощущает прикосновения, язык чувствует вкус, нос слышит запахи, а мозг и интеллект выполняют свои функции. Именно прана качает кровь от сердца в артерии, именно она обеспечивает процесс пищеварения, выделения и секреции, именно она сияет в ваших глазах.

Улыбка на лице девушки, мелодия в звуках музыки, сила воздействия слов, произносимых искусным оратором, очарование, присущее звукам голоса любимого человека, — все это есть в жизни благодаря пране. Огонь горит благодаря пране, ветер дует благодаря ей, реки текут, потому что есть прана, самолеты летают из-за праны, паровой котел работает благодаря ей, поезда и автомобили ездят благодаря пране, радиоволны пронизывают прану и распространяются благодаря ей. Прана— это электрон. Прана — это сила. Прана — это магнетизм. Прана — это электричество. Работа праны видна в сокращениях сердечной сумки, когда она качает кровь, выталкивая ее в артерии, в каждом вдохе и выдохе, в переваривании пищи, в выделении мочи и фекальных масс, в создании спермы, млечного сока, пищевой кашицы, желудочного сока, желчи, кишечных жидкостей и слюны, в поднятии и опускании век, эта работа заметка, когда мы ходим, играем, прыгаем через скакалку, думаем, спорим, чувствуем и желаем.

Все силы, все энергии и вся прана истекают из общего источника, из Атмана. Высшее «Я»—это хозяин, повелитель, жизненная сила — его слуга. Как слуги царя должны быть на своих местах, пока царь правит, так и чувства не могут прекратить действовать, пока функционирует жизненная энергия праны, их царица и повелительница. Все физические и ментальные силы входят в категорию праны. Прана—это сила, действующая на всех уровнях бытия, от высших до низших. Все, в чем теплится жизнь, является не чем иным, как проявлением энергии праны. Пранавадины, то есть последователи учения о пране, считают, что прана-таттва выше манастаттвы, или принципа сознания. Они говорят, что прана присутствует даже тогда, когда во сне сознание покидает тело. Таким образом, прана играет более важную роль в жизни, чем сознание.

Прана расходуется, когда человек думает, желает, действует, двигается, говорит, пишет и т. д. У здорового, сильного человека прана (нервная энергия, жизненная сила) присутствует в избытке. Запас праны пополняется с едой, водой, воздухом, солнечной энергией и т. д. Этот запас потребляется нервной системой. Прана поглощается при дыхании. Излишки праны накапливаются в мозгу и нервных центрах. Когда энергия семявыделения сублимируется или трансформируется, организм в избытке снабжается праной. Она накапливается в мозгу в виде оджаса. Оджас — это не что иное, как прана.

Йог накапливает большой запас праны благодаря регулярным занятиям пранаямой, так же как аккумулятор накапливает электрический заряд. Йог, накопивший большое количество праны, излучает вокруг себя силу и жизненную энергию. Он как большая электростанция. Те, кто вступают с ним в контакт, получают заряд праны, а вместе с ним силу, желание жить, радость и бодрость тела и духа. Так же как вода перетекает из одного сосуда в другой, прана течет как чистый, мощный поток, от опытного йога к слабым, нуждающимся в помощи людям. Йог, выработавший у себя внутреннее зрение, может на самом деле увидеть это.

Если вы прочтете аллегорические рассказы в «Каушитаки-» и «Чхандогья-упа-нишадах» о том, как индрии (органы чувств), сознание и прана оспаривали верховенство, то увидите, что прана была признана главной. Прана — самая старшая, потому что она появляется в человеке с момента его зачатия. Напротив, органы слуха и других чувств начинают функционировать только тогда, когда формируются их внешние приспособления — уши и т. п. «Упанишады» называют прану «старейшей и лучшей». Именно благодаря вибрациям психической энергии праны поддерживается жизнедеятельность сознания и продуцируются мысли. Вы видите, слышите, говорите, чувствуете, думаете, ощущаете, желаете, знаете и т. д. при помощи праны, поэтому в священных писаниях говорится: «Прана есть Брахман».

Энергия тела — это прана. Контролируя движение легких и органов дыхания, мы можем контролировать прану, которая вибрирует внутри нас. Контролируя прану, мы легко можем управлять сознанием, поскольку сознание привязано к пране, как птица, привязанная к столбу за лапку. Такая птица, полетав немного, все равно опускается на столб, чтобы отдохнуть. Так же и птица-сознание, полетав здесь и там в поисках определенных чувственных объектов,находит отдых в пране во время глубокого сна.

Прана относится к сознанию, через сознание она связана с волей, через нее, в свою очередь, — с индивидуальной душой, а через душу — с Высшим Существом. Если вы научитесь управлять крохотными волнами праны, пронизывающими сознание, то сможете узнать секрет того, как подчинить себе энергию вселенской праны. Йог, обладающий этим секретом, не будет бояться никакой силы, потому что он сможет управлять всеми проявлениями всех сил Вселенной.

Широко известно, что сила личности — это не что иное, как естественная способность человека управлять своей праной. Некоторые люди достигают в жизни большего успеха, оказывают на окружающих большее влияние и привлекают их больше, чем другие. Все это благодаря энергии и силе праны. Такие люди каждый день манипулируют — конечно, бессознательно — таким же влиянием на окружающих, которое йог может оказывать сознательно, усилием воли. Есть и такие люди, которые случайно, сами того не зная, набредают на прану и используют ее в низменных целях.

Прана — это сама жизнь всех живых существ, поэтому ее называют вселенской, универсальной жизненной силой. Прана —это связь между физическим и астральным телом. Когда тонкая ниточка праны обрезается, астральное тело покидает физическое тело, наступает смерть. Прана, которая циркулировала в физическом теле, возвращается в астральное тело.

Растворяясь в космическом пространстве, прана остается в тонкой, неподвижной, неразличимой форме. Когда в пространстве возникают вибрации, прана приходит в движение, начинает взаимодействовать с пространством и вызывает к жизни различные формы. Макрокосм и микрокосм — это комбинации праны (энергии) и анаши (материи).

Функции праны



Хотя прана едина, она принимает различные формы, выполняющие различные функции. Пять наиболее важных форм — это прана, апана, самана, удана и въяна. Из этих пяти форм главными являются прана и апана. Вместилищем праны является сердце, апаны — анус, саманы — район пупка, уданы — горло, а въяна находится повсюду, она движется по всему телу.

Прана, наиболее важная форма, действует в следующих областях: лицо, ноздри, пупок и область сердца. Прана является причиной образования звуков, речи, дыхания, одышки и кашля.

Апана циркулирует в районе ануса, пениса и по бокам туловища, она также вибрирует в бедрах, яичках и под впадиной пупка. Она активизирует перечисленные органы и помогает процессам мочеиспускания, дефекации и выделения.

Вьяна контролирует те функции, которые не покрывают прана и апана в местах их функционирования. Она циркулирует в глазах, ушах, в области таза, в ноздрях и в гениталиях.

Самана находится в теле повсеместно и циркулирует во всех 72000 нади, она несет с собой огонь голода. Она помогает переваривать пищу и усваивать ее.

Поле действия уданы находится во всех суставах и в горле. Она помогает функционировать различным сочленениям.

Существует пять подразделений праны: нага, хурма, крихара, девадатта и дхананджайя. Нага управляет речью, хурма контролирует процесс моргания, открытия и закрытия век, крикара стоит за проявлениями голода и жажды, девадатта занимается такими вещами, как зевота, а дхананджайя служит причиной легкого звона в ушах, слышного, если заткнуть уши.

Цвет различных форм праны



Говорят, что прана имеет цвет крови, рубина или коралла. Апана имеет цвет индрагопы (насекомого белого или красного цвета). Самана имеет цвет чего-то среднего между молоком и хрусталем или маслянисто-блестящий цвет, т. е. нечто среднее между цветом праны и апаны. Удана имеет бледный оттенок белого цвета, а въяна напоминает по цвету солнечный луч.

Длина воздушных потоков



Тело вайю (воздуха) в норме имеет 96 пальцев (6 футов) в длину. Обычная длина воздушного потока при выдохе равна 12 пальцам (9 дюймам). При пении длина такого потока становится равной 16 пальцам (одному футу), при еде она достигает 20 пальцев (15 дюймов), во время сна —30 пальцев (22,5 дюйма), при совокуплении—36 пальцев (27 дюймов), а при выполнении физических упражнений длина еще увеличивается. Уменьшая естественную длину (9 дюймов) выдыхаемых воздушных потоков, можно продолжить жизнь; если же длина увеличивается, то жизнь укорачивается.

Очищение



Мы уже увидели, как важно, чтобы прана должным образом функционировала, ведь она связана со всеми аспектами нашей жизни. Поэтому мы должны постоянно поддерживать чистоту тела —и физического, и астрального — и помогать пране свободно течь по астральным каналам, а не то произойдет закупорка, нарушение функций и, как следствие, придут болезни.

Искусство очищения физического тела и сознания при помощи праны включает три стадии: речаку (выдох), пураку (вдох) и кумбхаку (задержку дыхания).

Техника: сядьте в падмасану и выполняйте уддияна-бандху. Выдыхайте медленно и естественно, беззвучно и без излишних усилий. Выдох должен быть плавным, без рывков. Это помогает избавиться от всех грехов и сообщает личности человека очарование. Это речака.

Пурака означает «наполнение». Йог равномерно наполняет все свое тело праной, вдыхая окружающий его воздух. Нужно проследить за тем, чтобы все части тела при этом наполнились праной. Пураку также следует выполнять медленно, без рывков и спешки. Такой цикл наполнения тела воздухом (праной) должен продолжаться до тех пор, пока вы не почувствуете, что воздух наполнил вас до самой макушки. Это дает отвагу, мужество, силу, рост и активность, придает личности человека особый свет.

Затем идет задержка дыхания после вдоха. Постарайтесь задержать дыхание без страха и дрожи. Это называется кумбхакой. (Если вас потревожили во время кумбхаки, медленно и ровно начинайте выдыхать, не допуская чувства страха или тревоги.) Вы должны использовать свою силу воли для того, чтобы, вдохнув и задержав дыхание, не пытаться после этого вдыхать еще немного воздуха. Такая задержка дыхания сжигает яды в организме, помогает переваривать пищу и убивает плохое настроение.

Кумбхакой следует начинать заниматься не раньше второго месяца с начала ваших занятий, первый месяц должен быть полностью посвящен тренировке выдоха и вдоха. Таким образом нади очистятся и будут подготовлены к кумбхаке.

Фокусировка праны



Вдыхая прану извне, наполняя ею желудок, сознательно фокусируя прану в районе пупка, на кончике носа и на пальцах ног (на рассвете и на закате или в любое время дня), йог освобождается от всех болезней и усталости. Фокусируя прану на кончике носа, он добивается господства над элементами воздуха; фокусируя ее в районе пупка, он уничтожает все болезни; собирая ее воедино на пальцах ног, достигает легкости в теле. Тот, кто пьет воздух сквозь свой язык, побеждает усталость, жажду и много других болезненных состояний. В речи того, кто в течение трех месяцев пьет воздух на закате и рассвете и в последние два часа ночи, поселяется милостивая Сарасвати (богиня речи). Он становится красноречив и знающ. Через шесть месяцев он освободится от болезней. Вбирая воздух у корня языка, мудрец таким образом пьет нектар и наслаждается цветением жизни.

Дыхание и прана



Дыхание — это внешнее проявление праны, жизненной силы. Дыхание макроскопично, прана тонка. Научившись управлять дыханием, вы сможете управлять тонкой материей праны, содержащейся в нем. Дыхание напоминает важный маховик какого-то механизма. Так же как остальные шестеренки в механизме останавливаются, если остановить этот маховик, органы тела прекращают свою работу, когда йог останавливает дыхание. Если вы умеете управлять маховиком, вы легко сможете контролировать остальные шестерни. Точно так же, если вы сумеете контролировать внешний механизм дыхания, вы сможете управлять внутренней жизненной силой, праной. А тогда вы сможете полностью контролировать все силы вселенной, психические и физические.

Прана и сознание тесно связаны друг с другом. Сознание не может действовать без помощи праны. Именно вибрации праны приводят к образованию мыслей в мозгу. Как вода входит в состав молока, так прана находится в сознании. Прана приводит сознание в движение. Если вы контролируете прану, ваше сознание также будет под контролем. Если вы контролируете сознание, прана автоматически будет находиться под вашим контролем.

Йог может также контролировать вездесущие проявления той силы, в которой берут свое начало все формы энергии, будь то магнетизм, электричество, гравитация, сила сцепления, нервные потоки и жизненные силы или мыслительные вибрации — на самом деле, речь идет обо всех силах вселенной.

Что такое пранаяма?



Пранаяма является точной наукой. Это четвертый член раджа-йоги. Пранаяма устраняет все болезни, улучшает здоровье, улучшает пищеварение, тонизирует нервную систему, уравновешивает сознание, успокаивает изжогу и боли в желудке, уничтожает раджас, устраняет лень, дает телу легкость, здоровье и будит энергию кундалини. Тот, кто занимается пранаямой, будет иметь хороший аппетит, хорошую фигуру, силу, энтузиазм, будет весел, отважен, бодр, способен к концентрации и полон жизненной энергии.

Так же как ювелир выплавляет в огне все нечистые вкрапления из золотого слитка, изучающий йогу устраняет все нечистые, несовершенные места из своего тела и чувств, занимаясь пранаямой. Так же как буйные кони, несущие колесницу сдерживаются ездоком, прана и сознание должны быть обузданы учеником. Только то сознание, которое было полностью очищено занятиями пранаямой, сможет вечно покоиться в Брахмане. Поэтому ежедневно занимайтесь пранаямой под руководством вашего гуру.

Главная задача пранаямы в том, чтобы объединить прану с апаной и медленно поднимать объединенную прану-апану вверх к голове. Результатом или плодом занятий пранаямой становится пробуждение кундалини.

При занятиях пранаямой прана оставляет проходы ида и питала и проталкивается через врата сушумны внутрь последней. Сушумна — единственный путь, проходя по которому прана зажигает свет джняны (мудрости). Когда прана проходит по сушумне, сознание становится чистым, лишенным мыслей. Таким образом сжигаются все семена кармы йога. Все праны соединяются во время кумбхаки, или задержки дыхания. Йог бросает чувства в жертвенное пламя праны.

Квалификация



Тот, чье сознание спокойно, кто подчинил себе чувства, кто верит словам гуру и священных писаний, кто верит в Бога, кто умерен в еде, питье и сне и кто имеет серьезное желание освободиться от круговорота смертей и рождений, имеет необходимую квалификацию для того, чтобы заниматься пранаямой и другими упражнениями йоги. Такой человек может легко добиться успеха в своих занятиях. Пранаямой нужно заниматься внимательно, имея настойчивость и веру.

Люди, привыкшие к чувственным удовольствиям, наглые, нечестные, хитрые, двуличные и лживые, люди, не уважающие садху, санньясинов и своих гуру, или духовных учителей; люди, которым нравятся пустые, ненужные споры; слишком болтливые люди, неверующие, те, кто общается со слишком приземленными людьми, злые, грубые, жестокие и жадные, — эти люди никогда не добьются успеха в пранаяме или любой другой практике йоги.
Вы должны пойти к гуру, который знает науку йоги и владеет йогой в полной мере. Сядьте у его лотосных стоп, служите ему и очищайтесь от своих сомнений, задавая ему разумные, грамотные вопросы. Получите от него указания и занимайтесь со всем энтузиазмом, вниманием, усердием и верой. Следуйте во всем указаниям учителя.

Слова занимающегося пранаямой человека должны быть вежливы и приятны. Он должен быть добр ко всем. Он должен быть честен. Он должен говорить правду. Он должен добиться бесстрастности, терпения, веры, любви, милосердия и т. д. Он должен полностью соблюдать целибат. Женатый же человек должен быть очень умерен в сексуальных отношениях.

Пять основных принципов



Для занятий пранаямой необходимы пять вещей. Во-первых, хорошее место, во-вторых, подходящее время, в-третьих, умеренный, но достаточный свет и питательная еда, в-четвертых, терпеливые и упорные занятия, энтузиазм, легкость и усердие и, наконец, очищение нади.

Место



Выберите уединенное, красивое и приятное место, где вас ничто не будет беспокоить. Это может быть берег реки, озера или моря, а может быть вершина холма, где течет красивый ручей и растут деревья и где легко достать молоко и прочие продукты. Постройте небольшую хижину. Окружите ее забором. В углу, возле забора, выройте колодец. Хотя, конечно, невозможно найти такое место, которое удовлетворяло бы вас со всех точек зрения.

Вы должны выбрать такое место, где поблизости от вас были бы и другие йоги. Вы сможете тогда обратиться к ним за разъяснениями или помощью в трудную минуту. У вас будет вера в йогические крийи. Когда вы увидите, что рядом с вами люди, преданные практике йоги, вы станете заниматься более усердно, стремясь стать таким же, как те, кто лучше вас, а затем и превзойти их. Вам следует найти место, удаленное от густонаселенных пунктов. Если вы построите хижину в людном месте, любопытные станут докучать вам. Там не будет духовных вибраций. Строить хижину в глухом лесу тоже не стоит. У вас не будет никакой защиты, вы можете пострадать от воров и диких животных. Вам будет трудно добывать пищу. В «Шветпашватара-упанишаде» говорится: «Ровное место, без гальки, огня и щебня, приятное для глаза и укрытое от ветров поможет человеку обратить свой разум к Богу».

Те, кто занимается у себя дома, могут превратить свою комнату в лес. Не позволяйте никому и никогда в нее заходить. Это место должно быть свято. Если у вас нет возможности выделить для этой цели отдельную комнату, устройте себе место в углу, отгородив его ширмой специально для занятий. Повесьте фото вашего гуру, изображение любимого святого или охраняющего вас божества напротив того места, где вы сидите. Ежедневно исполняйте обряд пуджи (поклонения) изображению, как физически, так и внутренне, духовно, перед тем, как вы начинаете заниматься медитацией и пранаямой. Жгите в комнате ароматические палочки-благовония. Храните в ней священные книги, такие, как «Рамаяна», «Шримад Бхагаватам», «Бхагавад-Гита», «Упанишады», «Йога Васиштха» и т. д., для ежедневного изучения. Постелите вчетверо сложенное одеяло, накройте его куском мягкой белой ткани. Это будет подстилкой, на которой вы будете сидеть. Или расстелите слой травы куша, накройте его оленьей или тигров ой шукр ой, а сверху положите мягкую белую ткань. Занимаясь пранаямой и медитацией, сидите на этой подстилке. Вы можете сделать слегка приподнятое бетонное возвышение, а на него положить свою подстилку. В таком случае вам не будут докучать мелкие насекомые — такие, как муравьи.

Время



Заниматься пранаямой нужно начинать весной или осенью, поскольку в эти времена года успеха можно добиться без особых трудностей. Летом не занимайтесь пранаямой после обеда и вечером. Вы можете заниматься ею в прохладные утренние часы.

Пранаямой не следует заниматься сразу после еды или когда вы очень голодны. Занимающийся пранаямой человек должен есть тогда, когда работает пингала, т. е. когда дыхание течет через правую ноздрю, поскольку пингала нагревается и быстро переваривает пищу.

Йогическая диета



Тот, кто серьезно занимается йогой, должен перестать есть пищу, несовместимую с занятиями. Он должен отказаться от соли, горчицы, кислых, острых, пикантных и горьких блюд. На ранних этапах практики йоги рекомендуется диета на основе молока и топленого масла, пшеницы, зеленых бобов и бурого риса. Такая пища способствует успеху в занятиях.

Поза



Правильная поза крайне важна для успешных занятий пранаямой. Удобной и практичной позой является асана. Наиболее подходящей является та поза, в которой удобнее всего сидеть в течение долгого времени. Грудь, шея и голова должны находиться на одной вертикальной линии, тогда спинной мозг, покоящийся в спинном хребте, будет иметь достаточную степень свободы. Вы не должны изгибать тело ни вперед, ни назад, ни влево, ни вправо. Вы не должны горбиться и должны следить за тем, чтобы ваша поза не позволяла вам упасть. С течением времени вы научитесь правильно сидеть, это придет само собой. Толстым людям трудно будет сидеть в падмасане, или позе лотоса. Они могут сесть в сукхасану или сиддхасану. Вам не нужно откладывать свои занятия пранаямой до того времени, пока вы полностью овладеете асаной. Занимайтесь асаной и одновременно —пранаямой. С течением времени вы достигнете совершенства и в том, и в другом занятии. Пранаямой можно заниматься и сидя в кресле, выпрямив при этом спину.

В «Бхагавад-Гите» говорится:

В чистом месте, устроив себе прочное сиденье, не слишком высокое и не слишком низкое, из ткани, шкуры и травы куша, одно поверх другого, собирая сознание в одну точку, управляя ходом мыслей и чувств, он, сидя на сиденье, должен практиковать йогу для очищения своего «Я».

Спина его, туловище и шея должны быть выпрямлены, взгляд его должен быть остановлен в одной точке, на кончике носа.

Очищение нади



Очищение нади очень важно на ранних этапах занятий йогой и совершенно необходимо для серьезных занятий пранаямой. Некоторые асаны служат для того, чтобы устранять препятствия на пути следования праны через нади, они прокладывают путь к занятиям пранаямой, а пашчимоттанасана и халасана, в частности, позволяют пране течь через сушумна-нади. Если в нади есть ненужные, нечистые вкрапления, подъем кундалини в сушумну серьезно затруднен.

Нади-шуддхи (очищение нади) является очень эффективным методом и приводит к быстрому очищению.

Легкие



Будет уместным сказать несколько слов о легких и их функциях. Органы дыхания состоят из двух легких и дыхательных путей, ведущих к ним. Легкие расположены в верхней части туловища, отделены друг от друга сердцем, крупными кровеносными сосудами и дыхательными путями. Легкие по структуре пористы, мягки и их ткани очень эластичны. Легочная ткань содержит огромное число воздушных мешочков, в которых находится воздух. (Если после вскрытия легкие поместить в емкость с водой, они будут плавать.) Они покрыты тонкой серозной мембраной, которая называется плеврой; в ней содержится серозная жидкость, которая предотвращает трение при дыхании. Одна стенка плевры плотно прилегает к легким. Другая стенка прилегает к грудной клетке. Этой мембраной легкие и прикреплены к грудной клетке. В правом легком есть три доли. В левом легком только две доли. В каждом легком различают верхушку и основание. Основание обращено к диафрагме, мускульной стенке, отделяющей грудь от желудка. Верхушка легкого находится у основания шеи. При пневмонии воспаляется основание. Верхушки легких, не получающие достаточно кислорода, истощаются. Получается благоприятная обстановка для размножения туберкулезных бактерий. Занимаясь капалабхати и бхастрика-пранаямой, вы даете верхушкам хороший приток кислорода и предупреждаете возникновение туберкулеза. Пранаяма развивает легкие.

Дыхательные пути состоят из носовой полости, горла, гортани, где находятся две голосовые связки, трахеи (воздушной трубки), левого и правого бронхов и малых бронхиальных путей. Когда мы дышим, мы втягиваем воздух через нос, а затем, проходя через горло и гортань, он спускается в трахею, а потом в бронхи. Из бронхов по бесчисленным маленьким трубочкам — бронхиолам — воздух попадает в воздушные мешочки легких (которых там миллионы). Если расстелить все мешочки на плоскости, их площадь составила бы 140000 квадратных футов. Воздух втягивается в легкие под действием диафрагмы. Когда она расширяется, размер грудной клетки и легких увеличивается и наружный воздух устремляется в полученный таким образом вакуум. Когда диафрагма сокращается, легкие и грудная клетка уменьшаются в размерах и воздух выходит наружу.

Звуки получаются благодаря двум голосовым связкам, расположенным в гортани. Гортань является резонатором. Когда голосовые связки перенапрягаются, например при пении и длительном чтении лекций, голос становится хриплым. У женщин эти связки короче, поэтому у них более приятный, мелодичный голос.

Человек делает пятнадцать дыхательных циклов в минуту. При пневмонии оно возрастает до 60, 70 и даже 80 в минуту. При астме происходит спазм бронхиальных путей. Они сокращаются. Поэтому человеку становится трудно дышать. Пранаяма устраняет спазмы этих путей.

Верхнюю поверхность гортани покрывает небольшая мембрана, называемая надгортанником. Он препятствует попаданию в дыхательное горло частиц еды и воды. Он действует как предохранительный клапан. Если частица пищи попадает в дыхательное горло, человек кашляет и она выталкивается наружу.

Объемом легких называется максимальное количество воздуха, которое человек способен вдохнуть после полного выдоха.

Йог измеряет течение своей жизни не числом прожитых лет, а числом сделанных им вдохов.

Легкие очищают кровь. Кровь отправляется в путешествие по артериям ярко-алая, переполненная дающими жизнь веществами. Она возвращается по венам темной, истощенной, наполненной отходами жизнедеятельности. Артерии — это сосуды, которые несут чистую, наполненную кислородом кровь от сердца к различным органам. Вены — это сосуды, которые несут нечистую кровь от этих органов обратно к сердцу. Правая сторона сердца содержит венозную кровь. Оттуда эта нечистая кровь направляется к легким для очищения. Она расходится по миллионам крошечных воздушных клеточек в легких. Когда происходит вдох, кислород из воздуха попадает в нечистую кровь через стенки тонких, как волос, кровеносных сосудов легких, называемых легочными капиллярами. Стенки капилляров очень тонкие. Они как муслин, как решето. Кровь тут же просачивается. Кислород поступает в кровь через тонкие стенки этих капилляров.

Когда кислород соприкасается с тканями, происходит процесс окисления. Кровь вбирает кислород и выделяет углекислый газ, образующийся из шлаков и ядовитых веществ, которые поступили в кровь из всех органов тела. Очищенная кровь по четырем легочным венам поступает в левое предсердие, а затем в левый желудочек. Из левого желудочка кровь перекачивается в самую крупную артерию, в аорту. Из аорты она поступает во множество других артерий. Подсчитано, что за день около 35000 пинт крови проходит очищение, проходя по легочным капиллярам.

Из артерий очищенная кровь поступает в более тонкие сосуды — капилляры. Из капилляров в ткани выходит находящаяся в крови лимфа, омывая и питая их. Ткани дышат. Ткани используют кислород, отдавая обратно углекислый газ. Все отходы их жизнедеятельности уходят по венам с кровью к правой стороне сердца.

Если легкие плохо развиты, они не могут эффективно выполнять задачу обогащения крови кислородом. Они охотно дадут приют микробам-возбудителям чахотки. Вы должны постараться разработать свои легкие, сделать их сильными с помощью пранаямы и упражнений глубокого дыхания. Легкие, имеющие хороший объем, хорошо функционируют при любых условиях. Они защищены от болезней. Огромное большинство людей дышит неглубоко и неритмично. Легкие, имеющие хороший объем, полученный за счет дыхательных упражнений и пранаямы, смогут справиться с перегрузками, которые выпадут на их долю в случае понижения жизненной силы в организме, которое может произойти по той или иной причине.

Кто является Создателем этой тонкой и сложной структуры? Чувствуете ли вы невидимую руку Бога, создавшую все эти органы? Структура нашего организма красноречиво свидетельствует о всеведении Господа. Он живет в наших сердцах и наблюдает за работой внутренней фабрики организма. Без Его присутствия сердце не может качать кровь в артерии и легкие не могут осуществлять процесс очищения крови. Молитесь. Свидетельствуйте Ему свое немое почтение. Помните о Нем всегда. Ощутите Его присутствие в каждой клетке вашего тела.

Управление дыханием



Управление дыханием — это управление жизнью как таковой. Чем лучше человек овладевает секретом управления дыханием, тем лучше он может управлять своим физическим телом. Занимаясь пранаямой месяц, вы уничтожаете грехи, после шести месяцев занятий у вас появляется стремление к обретению мудрости, занятия в течение года дают возможность познать свое Высшее «Я». Занимайтесь постепенно, идите шаг за шагом. Спешка на пути йоги никогда не поощряется.

Занятия пранаямой сразу же дают хороший результат. Вы заметите, что ваша способность к концентрации во время занятий духовными практиками повысится. Контролируя процесс дыхания, вы сможете эффективно управлять всеми прочими движениями органов тела и ходом нервных потоков, протекающих в организме. Вы сможете легко и быстро управлять своим телом, сознанием и душой, управляя дыханием и праной. Пранаяма поможет вам управлять обстоятельствами вашей жизни и вашей личностью, поможет вам сознательно привести свою жизнь в гармонию с космической жизнью.

Дыхание, направляемое мыслью и управляемое волей, является живительной, восстанавливающей силой, которой вы можете сознательно пользоваться для саморазвития, для исцеления от многих неизлечимых болезней, для лечения других людей и для многих других полезных вещей. Эта сила находится в вашем распоряжении всегда, всю жизнь. Пользуйтесь ею разумно. Многие йоги прошлого —такие, как Шри Джнянадева, Трилинга Свами, Рамалинга Свами и другие, — пользовались таким дыханием, пользовались силой праны в различных ситуациях и разными способами. Вы тоже сможете делать это, если займетесь пранаямой в соответствии с предлагаемым курсом дыхательных упражнений.

Глубокое дыхание



Выполняйте упражнения в глубоком дыхании ежедневно, в течение нескольких минут в час рассвета. Глубокое дыхание —это лишь разновидность пранаямы.

Каждыйцикл глубокого дыхания состоит из полного вдоха через нос и глубокого ровного выдоха, тоже через нос. Вдыхайте медленно, так глубоко, как вы можете. Выдыхайте тоже медленно и полностью. При вдохе соблюдайте следующие правила:

1. Встаньте. Положите руки на бедра, локти должны быть разведены в стороны, не отклоняясь за спину. Стойте свободно.

2. Расправьте плечи, подтяните грудную клетку вверх. Прижмите бедренные суставы руками сверху вниз. Таким образом вы создадите вакуум и воздух устремится в вас сам собою.

3. Широко раздувайте ноздри. Не пользуйтесь носом как насосом для втягивания воздуха. Он должен пассивно впускать и выпускать потоки воздуха. Помните, что правильное дыхание бесшумно.

4. Расправьте всю верхнюю часть туловища, потянитесь.

5. Не поднимайте верх грудной клетки до крайнего верхнего положения. Живот должен быть естественным образом расслаблен.

6. Не закидывайте голову далеко назад. Не втягивайте живот. Не отводите плечи назад, поднимите их вверх.

При выдохе соблюдайте следующие правила:

1. Позвольте ребрам и всей верхней части туловища медленно осесть, опуститься.

2. Подтяните живот вверх —медленно.

3. Не нагибайтесь слишком далеко вперед. Не выпячивайте грудную клетку. Держите голову, шею и туловище на одной прямой линии. Втяните грудь. Не выдыхайте через рот. Выдыхайте очень-очень медленно и беззвучно.

4. Выдох происходит просто за счет расслабления дыхательных мышц. Грудная клетка опускается сама собой, под действием собственного веса, выталкивая воздух через нос.

5. Первое время не задерживайте дыхание после вдоха. Сразу после окончания вдоха начните выдыхать. Когда вы достаточным образом продвинетесь вперед в ваших занятиях, начните задерживать дыхание на 5 секунд и более, до минуты, в зависимости от ваших физических возможностей.

6. После трех циклов глубокого дыхания вы можете отдохнуть, сделать «дыхательную паузу», то есть несколько нормальных вдохов-выдохов. После этого начните снова. Во время паузы стойте свободно, держа руки на бедрах. Количество циклов глубокого дыхания подбирается в соответствии с физическими возможностями каждого человека. Сделайте 3—4 цикла, прибавляйте каждую неделю еще по одному.

7. Стойте прямо, разводя руки в стороны, расправляя грудь, медленно поднимитесь на носки, все время вдыхая долго и плавно. Наполните грудную клетку чистым воздухом. Затем медленно выдохните и опуститесь на пятки, опустите руки.

Пранаяма в хатха-йоге и раджа-йоге



Главная цель пранаямы — это объединение праны и апаны и медленное поднятие объединенной праны-апаны вверх, к голове. Результатом пранаямы, ее плодом становится пробуждение кундалини.

Хатха-йог соединяет прану и апану посредством задержки дыхания (кумбхаки) и бандх. Он пробуждает кундалини теплом, образующимся при задержке дыхания. Он открывает сушумну и поднимает объединенную прану-апанупо сушумна-нади. Пранаяма — его единственное прибежище. Он постоянно делает кумбхаку, тогда как раджа-йог выполняет лишь изредка кумбхаку и пранаяму, чтобы уравновесить сознание и остановить вритти. Основная цель раджа-йога —медитация путем концентрации сознания.

Пранаяма очень полезна —не только для хатха-йогов, но и для раджа-йогов и ведантистов, —поскольку она приводит сознание в равновесие. Ведантист, привыкший медитировать на ОМ, всегда думает о великом Атмане. Даже занимаясь пранаямой, он постоянно концентрируется на своем блаженном «Я». Раджа-йог постоянно концентрируется на великом Пуруше или Ишваре. Хатха-йог концентрируется на кундалини-шакти в муладхара-чакре и пытается ощутить, когда му-ладхара будет пронзена и кундалини двинется по направлению к свадхиштханг.

Так же как ювелир выплавляет все примеси из золотого слитка, разогревая его в огне и сильно дуя в огонь, чтобы он горел жарче, человек, изучающий йогу, избавляется от всех ненужных примесей, раздувая собственные легкие, т. е. занимаясь пранаямой.

Многие извлекли неоценимую пользу из занятий дыхательными упражнениями пранаямы уже через небольшой промежуток времени. Некоторые люди безосновательно тревожатся, считая, что в пранаяме таятся какие-то опасности. Абсолютно никаких опасностей тут нет. Изучив теорию и технику упражнений, нужно приступить к регулярным, усердным занятиям.

Упражнения пранаямы



Упражнение 1: Сядьте в падмасану. Закройте глаза. Сконцентрируйтесь на трикути (точке между бровями). Закройте правую ноздрю большим пальцем правой руки. Медленно вдыхайте через левую ноздрю. Вдох должен быть максимально долгим, но не причиняющим вам неудобств. Затем очень медленно выдыхайте через ту же ноздрю. Повторите это двенадцать раз. Это будет один цикл.

Затем вдыхайте через правую ноздрю, прижав левую мизинцем и безымянным пальцем правой руки, и медленно выдыхайте через ту же ноздрю. Повторите двенадцать раз. Это тоже один полный цикл.

Закрывая одну ноздрю, йог заставляет воздух течь только через другую. Вдыхайте и выдыхайте беззвучно. Во время упражнений повторяйте свои мантры. На второй неделе занятий выполняйте два цикла, на третьей — три. После окончания одного цикла передохните две минуты. Несколько нормальных вдохов-выдохов по окончании цикла дадут вам отдых, и вы будете готовы к следующему циклу. Это упражнение не предполагает кумбхаки (задержки дыхания). Вы можете увеличивать число циклов в зависимости от ваших физических возможностей.

Упражнение 2: Медленно и спокойно вдыхайте через обе ноздри. Не задерживайте дыхание. Затем медленно выдыхайте. Повторите 12 раз. Это будет один цикл. Вы можете сделать 2—3 цикла, в зависимости от ваших сил и свободного времени.

Упражнение 3: Сядьте в асану. Закройте правую ноздрю большим пальцем правой руки. Затем медленно вдыхайте через левую ноздрю, закройте левую ноздрю мизинцем и безымянным пальцем правой руки и откройте правую ноздрю, убрав большой палец правой руки. Очень медленно выдохните через правую ноздрю. Затем сделайте долгий вдох через правую ноздрю и выдохните через левую ноздрю, убрав прикрывающие ее пальцы. В этой пранаяме кумбхака не предусмотрена. Повторите весь процесс 12 раз. Это составит один полный цикл.

Автоматическая пранаяма



Бессознательно мы все ежедневно делаем пранаяму. Когда вы читаете увлекательную книжку или решаете математическую задачу, ваше сознание приковано к предмету ваших занятий. Если вы присмотритесь к тому, как вы дышите в таких ситуациях, вы заметите, что ваше дыхание становится очень, очень медленным. Когда вы смотрите театральную постановку трагедии, когда вы узнаете очень печальные новости или, наоборот, радостные вести, когда вы плачете —от горя или от радости — или хохочете, дыхание замедляется, пранаяма приходит сама собой. Когда вы полностью увлечены джапой или Брахма-вичаром (обращением к высшему «Я»), концентрацией или медитацией, пранаяма приходит сама собой. Дыхание все замедляется и замедляется. Пранаяма сама приходит и к тем людям, которые,изучая йогу, занимаются ширшасаной. Из этого видно, что, когда сознание сконцентрировано на чем-то, дыхание замедляется или останавливается. Пранаяма выполняется автоматически. Сознание и прана тут же соединяются. Если вы обратите внимание на то, как вы дышите в таком состоянии, ваше дыхание возобновит свой нормальный ритм. Так же как есть связь между ветром и огнем (свет), есть связь между праной и сознанием.

Легкая, удобная пранаяма



Сядьте в позу лотоса или другую медитативную позу в вашей комнате для медитаций перед изображением избранного вами божества. Закройте правую ноздрю большим пальцем правой руки. Очень, очень медленно вдохните через левую ноздрю. Затем закройте и левую ноздрю мизинцем и безымянным пальцем правой руки. Задержите воздух так долго, как можете, не причиняя себе больших неудобств. (Задержка дыхания осуществляется не за счет зажатия ноздрей, но за счет остановки движения легких.) Затем очень, очень медленно выдыхайте, отпустив большой палец. Это половина цикла. Затем сделайте вдох через правую ноздрю и снова задержите дыхание. Затем очень медленно выдыхайте, уже через левую ноздрю. Все эти шесть этапов составляют одну пранаяму. Делайте двадцать упражнений утром и двадцать вечером. Постепенно увеличивайте число упражнений.

Настройтесь на то, что все божественные качества, такие, как милосердие, любовь, прощение, мир и радость, входят в вас с тем воздухом, который вы вдыхаете, а все неугодные Богу черты, такие, как жадность и гордыня, выходят из вас с каждым выдохом.

Вы должны подобрать время вдоха, задержки и выдоха так, чтобы во время выполнения всех этапов пранаямы вы не задыхались и не ощущали дискомфорта.

Вы не должны чувствовать необходимость в том, чтобы сделать несколько нормальных вдохов в промежутке между двумя правильно выполненными циклами. Продолжительность фаз вдоха, выдоха и задержки должна быть правильно подобрана. Относитесь к упражнениям с должным вниманием, и все повернется так, что вам станет легко и приятно выполнять их. Всегда вдыхайте и выдыхайте очень, очень медленно. Не допускайте возникновения даже малейшего звука при дыхании. Вам не обязательно пытаться продлить выдох как можно дольше, а то следующий вдох будет сделан поспешно и ритм будет нарушен. Когда вы научитесь выполнять это упражнение без усилий, поддерживайте соотношение времени вдоха, задержки и выдоха в пропорции 1:4:2.

Внешняя хумбхака: Втягивайте воздух через левую ноздрю в течение такого времени, за которое вы успеете три раза повторить ОМ, без задержки выпустите его через левую ноздрю, выдыхая, повторите ОМ 6 раз. Задержите выдох, пока не насчитаете 12 слогов ОМ. Затем вдохните через правую ноздрю, выдохните через левую и задержите дыхание, повторяя то же количество слогов ОМ. Делайте шесть таких упражнений утром и шесть вечером. Постепенно увеличивайте количество повторов и время кумбхаки. Не перенапрягайтесь и не утомляйте себя излишне.

Существуют три типа пранаямы, а именно: низшая, средняя и высшая (адхама, мадхъяманутама). Низшая пранаяма состоитиз 12 матр, средняя из 24ивысшая занимает время, равное 36 матрам. Матра — это, грубо говоря, секунда. Время одного моргания глаза и время, необходимое для произнесения одного краткого гласного звука, считается равным одной матре. Если вы вдыхаете в течение 12 матр, вам придется задержать дыхание на 48 матр, а время выдоха тогда составит 24 матры. Это низшая пранаяма. Такие же пропорции применяются и к двум другим типам. Сначала в течение месяца выполняйте низшую пранаяму. Затем в течение трех месяцев — среднюю. Затем переходите к высшей пранаяме. Такая пранаяма, которая приводит к потоотделению, относится к низшему типу; та, которая ведет к дрожи,—средний тип, а та, которая приводит к левитации, к поднятию тела над поверхностью земли, принадлежит к высшему типу.

Если вы хотите быстро добиться прогресса в занятиях, вам нужно упражняться четыре раза в сутки: в 4 часа утра, в 4 дня, в 8 вечера и в полночь и делать 4x80 = 320 задержек дыхания. Такая пранаяма устраняет все болезни, очищает нади, укрепляет сознание в концентрации, улучшает пищеварение, помогает соблюдать брахмачаръю и дает возможность со временем достичь кевала-кумбхаки (абсолютной задержки дыхания).

В занятиях асанами, пранаямой и т. д. нет никакой опасности, если вы осторожны, внимательны и пользуетесь здравым смыслом. Люди, которые беспокоятся по этому поводу, делают это напрасно. Опасность есть во всем, если вы неосторожны. Если вы не смотрите под ноги, спускаясь по лестнице, то рискуете упасть и сломать себе ноги. Если вы неосторожны при переходе оживленных улиц, вас может сбить машина. Если вы невнимательны при покупке билета на вокзале, у вас украдут кошелек. Если вы неосторожны в приготовлении микстур, то можете убить больного, дав ему не то лекарство или слишком большую дозу. То же верно и по отношению к пранаяме. Будьте внимательны! Вы должны быть внимательны к своей диете. Избегайте переедания. Ешьте легкую, хорошо усваиваемую и питательную пищу. Будьте умеренны в половых сношениях. Не задерживайте дыхание дольше, чем можете. Вы должны постепенно повышать время вдоха, задержки и выдоха в пропорции от 1:4:2 до 16:64:32. Вы должны вдыхать очень, очень медленно. Если эти правила соблюдены, в занятиях пранаямой не будет никакой опасности.

Пранаяма Шивананды



Техника: Удобно усядьтесь на стуле, на кровати или в мягком кресле. Сделайте вдох через обе ноздри, долгий, но не причиняющий неудобств. Задержите дыхание так долго, как вам удобно. Во время задержки дыхания повторяйте свою мантру или ОМ. Затем выдыхайте, так, как вам удобно. Соблюдать пропорции в соотношении времени вдоха, задержки и выдоха не обязательно, но вдох и выдох должны быть полными и глубокими.

Польза: Преимущества пранаямы неисчислимы. Все мышцы расслабляются, а нервы тонизируются. Во всем существе устанавливается ритм и гармония. Сознание успокаивается, а циркуляция улучшается. Невыразимый покой, мир и блаженство снисходят к вам.

Вы можете выполнять это упражнение утром, лежа в постели. Ваше сознание будет подготовлено к началу джапы и медитации. Вы можете выполнять его, когда ваше сознание вот-вот потеряет равновесие из-за приступа похоти, злобы или иных недобрых мыслей, сознание тогда наполнится могучей энергией, которая устранит из него беспокоящие вас дурные мысли. Вы можете выполнять его как раз перед началом ваших занятий, сознание сможет легко концентрироваться, и то, что вы изучаете, будет неизгладимо запечатлено в нем. Вы можете выполнять его, находясь на работе у себя в конторе, вы никогда не будете переутомляться. Когда вы возвращаетесь с работы, вы можете снова заняться этой пранаямой и получите новый заряд энергии.

Величайшее преимущество заключается в том, что, когда вы начнете заниматься пранаямой, вам захочется делать ее все чаще, а вашему сознанию трудно будет найти отговорку, чтобы не заниматься, ведь это такая легкая и удобная пранаяма, которая сохраняет всю пользу пранаямы, не вводя жестких правил и предписаний. Начните сейчас и делайте ее регулярно.

Пранаяма во время ходьбы



При ходьбе поднимите голову, расправьте плечи и грудь. Вдыхайте через обе ноздри, мысленно произнося ОМ три раза, по одному разу на каждый шаг. Затем задержите дыхание, пока не произнесете ОМ 12 раз. Выдыхайте медленно через обе ноздри, насчитав шесть слогов ОМ. После каждой пранаямы делайте дыхательную паузу, отдыхая в течение 12 слогов ОМ. Если вам трудно соотносить счет ОМ с шагами, считайте слоги, не обращая внимания на сделанные шаги.

Очень занятые люди могут заниматься этой пранаямой во время своих утренних и вечерних прогулок. Вы найдете очень приятными такие упражнения во время прогулки на открытом воздухе, ощущая легкое дуновение свежего ветра. Вы увидите, как скоро вы приободритесь. Занимайтесь и чувствуйте, отмечайте в себе пользу, получаемую от этого вида пранаямы. Те, кто ходит энергично и быстро, повторяя ОМ вслух или про себя, выполняют естественную пранаяму безо всяких усилий.

Пранаяма в шавасане



Лягте на спину, подложив под себя одеяло. Расслабьтесь. Вытяните руки вдоль тела, выпрямите ноги. Пятки держите вместе, а носки чуть разведите в стороны. Расслабьте все нервы и мышцы. Тот, кто очень слаб, может заниматься такой пранаямой,. лежа на земле или на кровати. Медленно и бесшумно вдохните через обе ноздри. Задержите дыхание так долго, как вам удобно. Затем медленно выдохните через обе ноздри. Повторите этот процесс двенадцать раз утром и двенадцать раз вечером. Мысленно пойте ОМ. Если вы хотите, вы можете выполнять это упражнение и в сукхасане (непринужденной удобной позе). Это комбинированное упражнение, объединяющее асану, пранаяму, медитацию и отдых. Оно дает отдых не только телу, но и сознанию. Оно расслабляет, дает ощущение комфорта и легкости. Оно очень подходит пожилым людям.

Продолжение в следующей статье: Пранаяма ? Часть 2

----

Статья из книги: Йога и здоровье | Око Возрождения | Свами Шивананда

Поделитесь своим мнением. Оставьте комментарий

Автору будет приятно узнать обратную связь о своём посте.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent

Комментариев 0