Происхождение Пяти Ритуалов: часть 2 – Есть ли связь?
Содержание статьи:
В первой части мы обнаружили, что Пять Тибетских Ритуалов почти наверняка дошли до нас через систему Кум-Нье, насчитывающую 2500 лет. Вероятно, эта традиция сохранилась в монастыре религии Бон, скрытом высоко в Гималаях*.
Подсказки, которыми мы руководствовались, были довольно скудны и необычайно требовательны. Нам нужно было найти (1) тибетскую оздоровительную традицию, насчитывающую (2) по меньшей мере, 2500 лет, которая практиковалась (3) в монастыре (4) в Гималаях вплоть до (5) 1930-х годов. Довольно трудная задача. Маловероятно, что нам удалось бы найти что-то соответствующее этим требованиям, если бы история Пяти Ритуалов не была правдивой. Любой прогресс в этом – уже успех.
Мы заинтересованы узнать больше о Пяти Ритуалах и древних традициях, которые им предшествовали. С чего нам начинать, чтобы узнать больше?
Практики хатха-йоги уверяют, что мы должны обратиться к хатха-йоге, и даже дают советы по поиску инструкторов. Сторонники тибетской йоги настаивают, что мы должны обратиться к тибетской йоге. Но если Пять Ритуалов не произошли ни от одной формы йоги – вероятно, йога будет не самым лучшим выбором для дальнейших исследований.
Наша основная задача заключается в сохранении Пяти Ритуалов в том виде, в каком они дошли до нас. Если их «смешать» с любой формой йоги, то оригинальное учение может раствориться в ней и затеряться в пределах одного-двух поколений, тем более, что это уже почти произошло...
Даже беглый взгляд на Пять Ритуалов убеждает большинство людей в том, что они принадлежат к какой-то форме йоги, и энтузиастов этой идеи довольно много. Особенность таких «экспертов» в том, что они часто ошибаются. Они зачастую имеют «железную» точку зрения, что ослепляет их и делает менее объективными, чем обычные люди. Кроме того, мне кажется, «эксперты» иногда пытаются извлечь какую-то выгоду из нынешней популярности Пяти Ритуалов. Связав их области знаний с ритуалами, они пытаются выглядеть авторитетными. Нет необходимости исследовать Пять Ритуалов – ведь они вполне достаточно осведомлены о чем-то другом.
На сегодняшний день термин «йога» довольно неоднозначен. Точнее, он охватывает множество аспектов духовного обучения и практики, а не только физические упражнения, которые мы называем этим термином. Можно утверждать, что йога насчитывает 3000 лет, и это будет правдой. Однако, когда люди утверждают, что Пять Ритуалов произошли от йоги, они имеют в виду комплекс физических упражнений и поз, возникший на индийском субконтиненте. Он содержит тибетскую йогу, которая представляет собой хатха-йогу с элементами буддизма. Когда кто-то говорит, что Пять Ритуалов являются одной из форм йоги, он, как правило, ссылается на хатха-йогу, или, в более широком смысле, тибетскую йогу. И потому мы тоже используем здесь этот термин.
Почему мы уверены, что Пять Ритуалов не происходят от тибетской или индийской йоги? Это очень просто: ритуалы старше минимум на 700 лет; а скорее всего, более чем на 1000 лет. Когда были созданы Пять Ритуалов, йоги в том смысле, что нам известен сегодня, не существовало.
Учёные не имеют единого мнения о том, когда впервые начала развиваться йога. Хотя основателем «современного» учения йоги считается Патанджали. Он основал школу раджа-йоги, из которой много позже развилась хатха-йога. Патанджали жил во 2 веке нашей эры, и это самая ранняя дата, с которой можно начинать отсчет развития любой формы йоги. Впоследствии, в начале 7 века, йога пришла в Тибет из Индии, вместе с учением Будды. Тем не менее, хатха-йога, с которой часто сравнивают Пять Ритуалов, развилась полностью не ранее, чем в 15 веке нашей эры.
Если Пять Ритуалов датируются 6-м веком до нашей эры, а йога, как мы выяснили, - 2-м веком нашей эры, нетрудно угадать, что первично. Например, ребенку несколько неудобно считаться старше своих родителей; и это значительно проясняет вопрос: Пять Ритуалов появились задолго до йоги, и потому никак не могут быть ответвлением тибетской или хатха-йоги.
Вопрос о происхождении приобретает еще большую определенность, если учитывать, что любая форма йоги, практикуемая сегодня (неважно, тибетская или индийская) – совершенно не та, что практиковалась тысячу и более лет назад. Они постоянно пересматривались и адаптировались к теориям и личностям учителей. Следовательно, вопрос не только в том, когда йога впервые появилась в Индии или Тибете. Формы йоги, практикуемые сегодня, считаются современными и, возможно, насчитывают не более нескольких сотен лет.
Кристофер С. Килхэм писал в своей книге:
В том же духе писал Лама Норбу в «Янтра Йоге»:
Попытка претендовать на родство 2500-летней практики и йогических техник, которым не может быть более 500 лет, выглядит не очень убедительной. Я считаю, что даже если трактовать период появления йоги максимально свободно, все равно невозможно утверждать, что Пять Ритуалов произошли от нее.
↑ Внутренние доказательства
Невозможность происхождения Пяти Ритуалов от йоги также подтверждается непосредственно «Оком Откровения», где осуждается даже намек на связь с йогой:
- Слово «йога» не используется в «Оке Откровения» вообще. Ни полковник Брэдфорд, ни Питер Келдер не упоминали о том, что Пять Ритуалов могут быть хоть как-то связаны с йогой; более того, они не упоминали йогу вообще. Это было бы странным упущением, если бы ритуалы на самом деле являлись частью системы йоги; учитывая, что полковник Брэдфорд продемонстрировал некоторое знание индийской культуры, когда назвал «Кружащихся Дервишей» их правильным названием «Maulawiyah».
- Не упоминается также контроль дыхания – важный аспект как индийской, так и тибетской йоги. Йога настаивает на контроле дыхания. Это практически постоянное требование, даже во время медитации. Кристофер С. Килхэм в своей книге «Пять тибетцев» писал: «В моем обширном исследовании йогических техник я не нашел ни одной, которая бы не требовала регулировки дыхания».
Тем не менее, ни Келдер, ни полковник Брэдфорд не упоминали о дыхании. Этому может быть множество причин (подробнее об этом позже), но в любом случае этот факт также не поддерживает утверждения о происхождении Пяти Ритуалов от индийской или тибетской йоги. - Энергетические вихри, упомянутые в Пяти Ритуалах, совсем не совпадают с йогическими чакрами. Например, два из семи вихрей расположены в коленях. На самом деле, полковник Брэдфорд даже не использовал слово «чакры» для описания вихрей, хотя наверняка был хорошо знаком с этим термином.
- Пять Ритуалов гораздо более просты, чем любая из известных систем йоги. Как и все остальное, йогические практики развивались сквозь многие поколения в соответствии с пристрастиями разных учителей; соответственно, становились более сложными. Выше приведены цитаты Кристофера С. Килхэма и Ламы Норбу, в частности Норбу описывает ранние формы йоги, состоящие из «нескольких упражнений, которые впоследствии были расширены и усовершенствованы..,». Таким образом, сама простота ритуалов доказывает их древность.
↑ В заключение
Исторические свидетельства, а также внутренние доказательства из «Ока Откровения» и Пяти Ритуалов довольно убедительно показывают, что ритуалы пришли к нам не из йоги, а от Кум-Нье/религии Бон из древнего Тибета. Следуя этим свидетельствам, дальнейшие исследования в этом направлении могут принести нам новые знания о Пяти Ритуалах. Маловероятно, что дальнейшее изучение йоги может сделать то же самое.
Комментариев 0