Происхождение Пяти Ритуалов: часть 2 – Есть ли связь?

+ -
0

В первой части мы обнаружили, что Пять Тибетских Ритуалов почти наверняка дошли до нас через систему Кум-Нье, насчитывающую 2500 лет. Вероятно, эта традиция сохранилась в монастыре религии Бон, скрытом высоко в Гималаях*.

* Также возможно, что «Монастырь Пяти Ритуалов» мог быть буддистским монастырем традиции Ньингма. Это старейшая буддистская традиция Тибета, и ее сторонники помогли сохранить учения Кум-Нье/Бон. Сейчас мы разыскиваем монастыри Бон в Гималаях, чтобы попытаться найти среди них монастырь полковника Брэдфорда. Если это окажется бесполезным, мы расширим область поиска до монастырей религии Ньингма.


Подсказки, которыми мы руководствовались, были довольно скудны и необычайно требовательны. Нам нужно было найти (1) тибетскую оздоровительную традицию, насчитывающую (2) по меньшей мере, 2500 лет, которая практиковалась (3) в монастыре (4) в Гималаях вплоть до (5) 1930-х годов. Довольно трудная задача. Маловероятно, что нам удалось бы найти что-то соответствующее этим требованиям, если бы история Пяти Ритуалов не была правдивой. Любой прогресс в этом – уже успех.

Мы заинтересованы узнать больше о Пяти Ритуалах и древних традициях, которые им предшествовали. С чего нам начинать, чтобы узнать больше?

Практики хатха-йоги уверяют, что мы должны обратиться к хатха-йоге, и даже дают советы по поиску инструкторов. Сторонники тибетской йоги настаивают, что мы должны обратиться к тибетской йоге. Но если Пять Ритуалов не произошли ни от одной формы йоги – вероятно, йога будет не самым лучшим выбором для дальнейших исследований.

Наша основная задача заключается в сохранении Пяти Ритуалов в том виде, в каком они дошли до нас. Если их «смешать» с любой формой йоги, то оригинальное учение может раствориться в ней и затеряться в пределах одного-двух поколений, тем более, что это уже почти произошло...

Даже беглый взгляд на Пять Ритуалов убеждает большинство людей в том, что они принадлежат к какой-то форме йоги, и энтузиастов этой идеи довольно много. Особенность таких «экспертов» в том, что они часто ошибаются. Они зачастую имеют «железную» точку зрения, что ослепляет их и делает менее объективными, чем обычные люди. Кроме того, мне кажется, «эксперты» иногда пытаются извлечь какую-то выгоду из нынешней популярности Пяти Ритуалов. Связав их области знаний с ритуалами, они пытаются выглядеть авторитетными. Нет необходимости исследовать Пять Ритуалов – ведь они вполне достаточно осведомлены о чем-то другом.

На сегодняшний день термин «йога» довольно неоднозначен. Точнее, он охватывает множество аспектов духовного обучения и практики, а не только физические упражнения, которые мы называем этим термином. Можно утверждать, что йога насчитывает 3000 лет, и это будет правдой. Однако, когда люди утверждают, что Пять Ритуалов произошли от йоги, они имеют в виду комплекс физических упражнений и поз, возникший на индийском субконтиненте. Он содержит тибетскую йогу, которая представляет собой хатха-йогу с элементами буддизма. Когда кто-то говорит, что Пять Ритуалов являются одной из форм йоги, он, как правило, ссылается на хатха-йогу, или, в более широком смысле, тибетскую йогу. И потому мы тоже используем здесь этот термин.

Почему мы уверены, что Пять Ритуалов не происходят от тибетской или индийской йоги? Это очень просто: ритуалы старше минимум на 700 лет; а скорее всего, более чем на 1000 лет. Когда были созданы Пять Ритуалов, йоги в том смысле, что нам известен сегодня, не существовало.

Учёные не имеют единого мнения о том, когда впервые начала развиваться йога. Хотя основателем «современного» учения йоги считается Патанджали. Он основал школу раджа-йоги, из которой много позже развилась хатха-йога. Патанджали жил во 2 веке нашей эры, и это самая ранняя дата, с которой можно начинать отсчет развития любой формы йоги. Впоследствии, в начале 7 века, йога пришла в Тибет из Индии, вместе с учением Будды. Тем не менее, хатха-йога, с которой часто сравнивают Пять Ритуалов, развилась полностью не ранее, чем в 15 веке нашей эры.

Если Пять Ритуалов датируются 6-м веком до нашей эры, а йога, как мы выяснили, - 2-м веком нашей эры, нетрудно угадать, что первично. Например, ребенку несколько неудобно считаться старше своих родителей; и это значительно проясняет вопрос: Пять Ритуалов появились задолго до йоги, и потому никак не могут быть ответвлением тибетской или хатха-йоги.

Вопрос о происхождении приобретает еще большую определенность, если учитывать, что любая форма йоги, практикуемая сегодня (неважно, тибетская или индийская) – совершенно не та, что практиковалась тысячу и более лет назад. Они постоянно пересматривались и адаптировались к теориям и личностям учителей. Следовательно, вопрос не только в том, когда йога впервые появилась в Индии или Тибете. Формы йоги, практикуемые сегодня, считаются современными и, возможно, насчитывают не более нескольких сотен лет.

Кристофер С. Килхэм писал в своей книге:

«Как и любая другая практика, йога не статична. Она развивается и меняется с течением времени в зависимости от тех, кто практикует и преподает ее. Каждый, кто более или менее углубляется в изучение йоги, так или иначе влияет на нее».


В том же духе писал Лама Норбу в «Янтра Йоге»:

«В тибетской буддистской традиции существует несколько систем Янтра, и каждая из них связана с определенным тантрическим циклом…изначально эти системы состояли из нескольких упражнений, которые впоследствии были расширены и усовершенствованы на основе опыта их мастеров».


Попытка претендовать на родство 2500-летней практики и йогических техник, которым не может быть более 500 лет, выглядит не очень убедительной. Я считаю, что даже если трактовать период появления йоги максимально свободно, все равно невозможно утверждать, что Пять Ритуалов произошли от нее.

Внутренние доказательства



Невозможность происхождения Пяти Ритуалов от йоги также подтверждается непосредственно «Оком Откровения», где осуждается даже намек на связь с йогой:

  • Слово «йога» не используется в «Оке Откровения» вообще. Ни полковник Брэдфорд, ни Питер Келдер не упоминали о том, что Пять Ритуалов могут быть хоть как-то связаны с йогой; более того, они не упоминали йогу вообще. Это было бы странным упущением, если бы ритуалы на самом деле являлись частью системы йоги; учитывая, что полковник Брэдфорд продемонстрировал некоторое знание индийской культуры, когда назвал «Кружащихся Дервишей» их правильным названием «Maulawiyah».

  • Не упоминается также контроль дыхания – важный аспект как индийской, так и тибетской йоги. Йога настаивает на контроле дыхания. Это практически постоянное требование, даже во время медитации. Кристофер С. Килхэм в своей книге «Пять тибетцев» писал:

    «В моем обширном исследовании йогических техник я не нашел ни одной, которая бы не требовала регулировки дыхания».


    Тем не менее, ни Келдер, ни полковник Брэдфорд не упоминали о дыхании. Этому может быть множество причин (подробнее об этом позже), но в любом случае этот факт также не поддерживает утверждения о происхождении Пяти Ритуалов от индийской или тибетской йоги.

  • Энергетические вихри, упомянутые в Пяти Ритуалах, совсем не совпадают с йогическими чакрами. Например, два из семи вихрей расположены в коленях. На самом деле, полковник Брэдфорд даже не использовал слово «чакры» для описания вихрей, хотя наверняка был хорошо знаком с этим термином.

  • Пять Ритуалов гораздо более просты, чем любая из известных систем йоги. Как и все остальное, йогические практики развивались сквозь многие поколения в соответствии с пристрастиями разных учителей; соответственно, становились более сложными. Выше приведены цитаты Кристофера С. Килхэма и Ламы Норбу, в частности Норбу описывает ранние формы йоги, состоящие из «нескольких упражнений, которые впоследствии были расширены и усовершенствованы..,». Таким образом, сама простота ритуалов доказывает их древность.


В заключение



Исторические свидетельства, а также внутренние доказательства из «Ока Откровения» и Пяти Ритуалов довольно убедительно показывают, что ритуалы пришли к нам не из йоги, а от Кум-Нье/религии Бон из древнего Тибета. Следуя этим свидетельствам, дальнейшие исследования в этом направлении могут принести нам новые знания о Пяти Ритуалах. Маловероятно, что дальнейшее изучение йоги может сделать то же самое.

Поделитесь своим мнением. Оставьте комментарий

Автору будет приятно узнать обратную связь о своём посте.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent

Комментариев 0