Пранаяма │ Часть 2

+ -
0
Пранаяма  │ Часть 2

Ритмическое дыхание



Люди дышат очень неритмично. На выдохе прана выходит на 16 пальцев в длину, а на вдохе ее длина составляет только 12 пальцев, таким образом теряется 4 пальца. Но если длина вашего вдоха составляет 16 пальцев, вы дышите ритмично. В таком случае возрастает энергия кундалини. Упражняясь в ритмическом дыхании, вы найдете, что это занятие позволяет вам прекрасно отдохнуть. Вы сможете управлять дыхательным центром, который находится в продолговатом мозге, и другими нервными центрами, поскольку дыхательный центр некоторым образом воздействует на все прочие нервы. Поэтому размеренное дыхание приведет в состояние гармонии всю систему—физическое тело, сознание и органы чувств —и успокоит уставшие нервы. Вы почувствуете себя полностью отдохнувшим и успокоенным. Все кипящие эмоции и неожиданные импульсы подчинятся вам и успокоятся. Вдыхайте в течение б повторов слога ОМ и выдыхайте столько же. Повторите это 10 раз. Постепенно увеличивайте количество повторов.

Есть еще одна разновидность ритмического дыхания:

Медленно вдохните через обе ноздри в течение 4 ОМ, задержите дыхание на 8 ОМ (внутренняя кумбхака), медленно выдохните через обе ноздри за четыре ОМ и задержите дыхание (наружная кумбхака) на восемь ОМ.

Повторите этот процесс столько раз, сколько сможете, в зависимости от ваших сил и возможностей. С течением времени вы сможете увеличить время вдоха и выдоха до восьми ОМ, а период задержки до шестнадцати ОМ, но никогда не пытайтесь увеличивать это время, если не уверены в том, что имеете на это силы. Выполняя это упражнение, вы должны ощущать радость и удовольствие. Вы не должны чувствовать напряжения. Обращайте должное внимание на ритм. Помните, что ритм более важен, чем длительность вдохов и выдохов. Повторение —мать учения. Вам понадобится терпение и настойчивость.

Сурья-бхеда



Сядьте в падмасану или сиддхасану. Закройте глаза. Закройте левую ноздрю мизинцем и безымянным пальцев правой руки. Медленно и беззвучно вдохните через правую ноздрю как можно глубже, но не причиняя себе неудобств. Затем закройте правую ноздрю большим пальцем правой руки и задержите дыхание, плотно прижав подбородок к груди (джаландхара-бандха). Задерживайте дыхание до тех пор, пока у кончиков ногтей и корней волос не проступит пот. (Вы не сможете сразу этого достичь. Вам придется постепенно увеличивать длительность кумбхаки. Это предел сферы практики суръя-бхеда-кумбхаки.) Затем выдохните очень медленно и беззвучно через левую ноздрю, закрывая правую ноздрю большим пальцем. Мысленно повторяйте ОМ, чувствуя его и делая это искренне, во время вдоха, задержки и выдоха. Выдыхайте после того, как череп очистится направленным в него воздухом.

Эту пранаяму нужно повторять снова и снова, так как она очищает мозг и уничтожает кишечных паразитов и болезни, вызванные избытком газов (вайю).

Она устраняет четыре вида зла, порождаемого вайю, и излечивает от ревматизма. Она также излечивает от насморка, головной боли и многих видов невралгии. В лобных пазухах уничтожаются болезнетворные микробы. Она противодействует гниению и смерти, будит кундалини-шакти и раздувает телесный огонь.

Уджджайи



Сядьте в падмасану или сиддхасану. Закройте рот. Медленно вдыхайте через обе ноздри, плавно и ровно, пока воздух не заполнит все пространство от горла до сердца. Задержите дыхание так долго, как вам удобно, затем медленно выдыхайте через левую ноздрю, закрыв правую ноздрю большим пальцем правой руки. Вдыхая, расправьте грудь. Во время вдоха будет слышен специфический звук, поскольку голосовая щель частично закроется. Этот звук должен быть негромким и однотонным. Он также должен быть достаточно продолжительным. Этой кумбхакой можно заниматься даже стоя или при ходьбе. Вместо выдоха через левую ноздрю вы можете медленно выдохнуть через обе ноздри.

Это упражнение устраняет жар в голове. Занимающийся им становится очень красив. Пищеварительные процессы улучшаются. Все болезненные состояния снимаются, излечивается водянка желудка. Такое упражнение удаляет мокроту из горла. Человек излечивается от астмы, чахотки и прочих болезней легких, от всех болезней, вызванных недостаточным вдыханием кислорода, и болезней сердца. Уджджайи-пранаяме под силу любая задача. Человек, который ею занимается, никогда не будет страдать от болезней слизистых оболочек, нервной системы, диспепсии, дизентерии, увеличения селезенки, чахотки, кашля или лихорадки. Занимайтесь уджджайи для того, чтобы победить гниение и смерть.

Ситкари



Сложите язык таким образом, чтобы он коснулся нёба, и с шипением втяните воздух, так, чтобы получился звук «СССССС». Задержите дыхание так долго, как можете, но не допуская ощущения того, что вы задыхаетесь. Затем медленно выдохните через обе ноздри. При вдохе вы можете сжать зубы и вдыхать через них, так, как описано выше.

Это упражнение совершенствует красоту занимающегося им человека и дает его телу бодрость. Оно устраняет чувство голода, жажды, вялости и сонливости. Сила такого человека будет равна силе Индры (царя богов). Он станет царем йогов. Он сможет создавать вещи и разрушать их. Его тело будет защищено от травм и болезней. Когда вы испытываете жажду, выполните это упражнение. Чувство жажды оставит вас.

Ситали



Свернув язык трубочкой, отведите его назад от губ и с шипением втяните в себя воздух. Задержите дыхание так долго, как вам удобно. Затем медленно выдохните через обе ноздри. Выполняйте это упражнение ежедневно, снова и снова. По утрам повторяйте его от 15 до 30 раз. Вы можете выполнять его либо в падмасане, либо в сиддхасане, ваджрасане и даже стоя или при ходьбе. Эта пранаяма очищает кровь, утоляет жажду и голод. Она охлаждает организм и излечивает хроническую диспепсию, воспаления, вызываемые различными хроническими заболеваниями, лихорадку, чахотку, несварение, болезни желчного пузыря, слизистых оболочек, избавляет от действия различных ядов, последствий укуса змеи и т. д. Если вы оказались в джунглях или в каком-либо месте, где нет воды, выполнив это упражнение, вы избавитесь от чувства жажды. Тот, кто регулярно выполняет это упражнение, будет нечувствителен к укусам змей и скорпионов. Ситали-кумбхака имитирует дыхание змеи. Человек, который ею занимается, будет защищен от любых воспалений и лихорадок. Делайте ситали летом. Это очистит вашу кровь и охладит организм. Зимой занимайтесь бхастрикой. Она излечит астму и чахотку. Во время занятий мысленно повторяйте ОМ или Рама. Соблюдайте брахмачаръю и диету. Вы извлечете из упражнения максимум пользы и быстро очистите нади.

Бхастрика



Бхастрика означает «кузнечные мехи». Быстрое достижение сильного потока воздуха является характерной особенностью бхастрики.

Сядьте в падмасану. Выпрямите спину, держите шею и голову прямо. Закройте рот. Затем десять раз быстро вдохните и выдохните, имитируя действие кузнечных мехов. При каждом вдохе-выдохе энергично расширяйте и сокращайте объем грудной клетки. При выполнении этой пранаямы возникает шипящий звук. Начать нужно с определенного числа, скажем десяти, коротких, быстрых и энергичных выдохов. После последнего из них нужно сделать максимально глубокий вдох и задержать дыхание как можно дольше, но не причиняя себе неприятных ощущений. Затем нужно сделать медленный и совершенно полный выдох. Этот выдох заканчивает один полный цикл бхастрики. После его окончания передохните немного, сделайте несколько нормальных вдохов и выдохов. Это даст вам необходимый отдых и подготовит к началу следующего цикла. Ежедневно делайте три цикла по утрам. Вечером можно выполнить еще три цикла. Очень занятые люди, которые не имеют возможности сделать три цикла бхастрики, должны сделать хотя бы один. Это поддержит их форму.

Бхастрика является мощным упражнением. Комбинация капалабхати (см. предыдущую главу) и уджджайи составляет бхастрику. Для начала потренируйтесь выполнять капалабхати и уджджайи. Тогда вам будет очень легко выполнять бхастрику.

Некоторые продолжают занятия, пока не устанут. После усиленных занятий вы вспотеете. Если вы начнете испытывать головокружение, прекратите упражнение и сделайте несколько нормальных вдохов. После того как головокружение прекратится, продолжайте упражнение. Бхастрикой можно заниматься зимой по утрам и вечерам. Летом ею также можно заниматься, но только в прохладные часы раннего утра.

Бхастрика облегчает течение воспалительных процессов в горле, улучшает пищеварение, устраняет болезни носа и грудной клетки, астму, чахотку и т. д. Она улучшает аппетит. Она устраняет слизь, которая блокирует вход в сушумну. Она дает возможность познать кундалини. Она излечивает все болезни, происходящие от избытка желчи, газов и слизи. Она согревает тело. (Если в холодном климате вы не имеете достаточно теплой одежды для того, чтобы защитить себя от холода, выполните бхастрику, и вы быстро согреетесь.) Она очень хорошо прочищает нади. Она является самой полезной из всех кумбхак. Нужно усердно заниматься бхастрика-кумбхакой, тогда прана пробьется через три узла, находящихся в сушумне. Она быстро пробуждает кундалини. Человек, который ее практикует, никогда не будет болеть.

Не переусердствуйте в своих занятиях бхастрика-пранаямой. Разумная умеренность должна держать вас в безопасных рамках.

Число выдохов и циклов должно определяться индивидуально, с учетом ваших сил и возможностей. Избегайте крайностей. Некоторые делают шесть циклов. Некоторые доходят и до двенадцати.

Во время выполнения упражнения с чувством и осознанно повторяйте про себя ОМ.

Существуют другие разновидности бхастрики, в которых для дыхания используется только одна ноздря или для вдоха и выдоха используются разные ноздри.

Те, кто хочет выполнять бхастрику интенсивно и в течение долгого времени, должны соблюдать диету, а по утрам, до занятий, ставить клизму или делать басти.

Бхрамари



Сядьте в падмасану или сиддхасану. Быстро вдыхайте через обе ноздри со звуком, похожим на жужжание пчелы (бхрамари), и с жужжанием выдыхайте через обе ноздри.

Вы можете продолжать этот процесс, пока тело не покроется обильной испариной. После этого вдохните через обе ноздри, задержите дыхание подольше и затем медленно выдохните через обе ноздри. Радость, которая переполняет человека, выполняющего эту кумбхаку, неописуема и безгранична. В начале улучшается циркуляция и повышается температура тела. Затем температура понижается при обильном потоотделении. Добившись успеха в этом упражнении, изучающий йогу достигнет успеха в самадхи.

Мурчха



Сядьте в асану и вдохните. Задержите дыхание. Сделайте джаландхара-бандху, прижав подбородок к груди. Задерживайте дыхание, пока не почувствуете, что скоро потеряете сознание. После этого медленно выдыхайте. Это мурчха-кумбхака, она останавливает сознание и дает человеку счастье. Но она не каждому подойдет.

Плавини



Занятия этой пранаямой потребуют от вас определенных навыков. Тот, кто занимается ею, может делать джаластамбху и плавать сколь угодно долго, питаться воздухом и несколько дней обходиться без пищи. Они в буквальном смысле пьют воздух, медленно, как воду, посылая его в желудок. Желудок при этом немного раздувается. Когда вы перекроете поток воздуха после того, как желудок наполнится, вы услышите характерный звук, похожий на удар в литавры. Выполнять это упражнение нужно под руководством человека, хорошо владеющего искусством пранаямы. Занятия должны продвигаться постепенно. Из желудка воздух можно удалять путем серии отрыжек.

Кевала-кумбхака



Кумбхака бывает двух типов, а именно: сахита и кевала. Та, которая состоит из вдоха и выдоха, называется сахита. Та, которая лишена этих фаз, называется кевала. Вы можете попробовать кевалу после того, как хорошо овладеете сахитой. Когда после соответствующей практики кумбхака существует во многих местах, происходит без вдоха и выдоха и не ограничена ни местом, ни временем, ни числом, такая кумбхака называется абсолютной и чистой (кевала-кумбхака). Это четвертая форма «регуляции дыхания». За этой последней формой пранаямы приходят такие явления, как невидимое перемещение в пространстве. В «Васиштха-самхите» говорится: «Когда человек перестает вдыхать и выдыхать и с легкостью задерживает дыхание, это называется кевала-кумбхака». В этой пранаяме дыхание внезапно останавливается без вдоха или выдоха. Благодаря этой кумбхаке человек учится задерживать дыхание так долго, как ему хочется. Он становится раджа-йогом.

Когда человек овладевает этой кумбхакой, он может обходиться без вдоха и выдоха. Нет такой вещи в трех мирах, которая была бы ему недоступна. Начиная заниматься, человек сильно потеет. Йог, сидящий в падмасане, передвигается по земле прыжками, как лягушка. С течением времени он учится отрываться от земли и парить в воздухе. Он висит над землей в позе лотоса, и тогда в нем просыпается способность творить чудеса. Никакая боль, ни слабая, ни сильная, не оказывает на йога никакого влияния. Уменьшается количество выделений и продолжительность сна, слезоотделение и слюноотделение, йог не потеет, во рту его не появляется дурной запах. Затем, еще дальше продвинувшись в своих занятиях, он получает огромную силу, с помощью которой он достигает бхучара-сиддхи, которая дает ему возможность управлять всеми существами, населяющими землю: тигры, слоны, дикие буйволы и даже львы умирают от удара ладони такого йога. Он становится красивым, как сам бог любви. Благодаря сохранению семени тело йога окружает приятный аромат.

Путем кевала-кумбхаки человек познает кундалини. Энергия кундалини пробуждается, и сушумна освобождается от каких-либо препятствий. Йог достигает совершенства в хатха-йоге. Эта кумбхака исцеляет все болезни и продолжает жизнь. Вы можете делать эту кумбхаку три раза в день. Тот, кто знает пранаяму и кевалу, — настоящий йог. Разве может быть в трех мирах что-то неподвластное тому, кто овладел кевала-кумбхакой?

Кумбхака пробуждает кундалини-шакти, укрепляет сознание, дает бодрость всем системам организма и продолжает жизнь. Она помогает пищеварению, дает хороший аппетит. Она придает лицу и глазам сияние очарования. Она искореняет разнообразные болезни легких, желудка, почек, кишок и печени. Каждый раз, как вы чувствуете недомогание, угнетены или удручены чем-то, занимайтесь пранаямой.

Пранаяма: авторитетные мнения



Регулирование дыхания, или управление праной, — это остановка вдыхания и выдыхания, которая следует за принятием устойчивой позы («Йога-сутры», 11.49).

Такое определение дал пранаяме Патанджали. Вы можете начать заниматься пранаямой после того, как обретете устойчивость в вашей асане (сидячей позе). Если вы можете неподвижно просидеть три часа в асане, значит, вы полностью овладели этой асаной. Если вы можете просидеть в ней от получаса до часа, вы уже можете начинать заниматься пранаямой.

Если речь идет об одном конкретном человеке, можно сказать, что его прана единична (въяшти). Общая сумма космической праны называется хираньягарбха-или самашти-прана. Это очень просто. Одна спичка, например, — это въяшти, а коробок спичек —самашти.

Автор книги «Шивайога-дипика» описывает три вида пранаямы. Это пракрита, вайкрита и кевала-кумбхака:

Если прана находится в форме вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, то за счет ее естественного движения внутрь и наружу происходит пракрита-пранаяма. Если движение праны останавливается тройным методом: выбрасыванием, поглощением и остановкой дыхания в соответствии со священными писаниями, происходит вайкрита-пранаяма, или искусственная пранаяма. Но те великие люди, которые поднялись над этими двумя видами ограничения дыхания, овладели прямой остановкой жизненных процессов, без необходимости делать вдохи и выдохи, овладели кевала-кумбхакой. Пракрита-пранаяма относится к мантра-йоге. Вайкрита — к лайя-йоге.
В «Апарошанубхути» (118—120) Шри Шанкарачарья пишет:

Пранаяма — это управление всеми жизненными силами путем осознания присутствия Брахмана, и только его, во всех вещах, таких, как сознание и т. д. Отрицание вселенной — это выдох. Мысль: «Я есть Брахман» — это вдох. Таким образом, постоянное присутствие этой мысли есть задержка дыхания. Такова пранаяма мудрых, тогда как зажатие носа предназначено лишь для несведущих.

В книге «Йога-Васиштха» (VI:1, 25—26) Бхусунда говорит Шри Васиштхе:

В прохладном лотосе сердца, в этой видимой плотской обители, состоящей из пяти элементов, находятся два вайю, а именно прана и апана, смешанные в ней. Для тех, кто ступает легко и свободно, без малейших усилий, путь этих двух вайю станет самими солнцем и луною, сливающимися в сердце-акаше (пространстве). Эти вайю будут подниматься и опускаться к высшим и низшим состояниям. Они имеют ту же природу, что бодрствование, сновидение и сон без сновидений, и заполняют собою все. Я двигаюсь в направлении этих вайю и уничтожил все мои тонкие желания, неуловимо тревожившие меня в состоянии бодрствования, сравнял это состояние с тем, в котором я пребываю во время сна без сновидений. Раздели одно волоконце стебля лотоса на тысячу частей, и ты увидишь, что вайю еще тоньше. Поэтому мне трудно говорить о природе этих вайю и об их вибрациях. Конечно, прана непрерывно вибрирует в нашем теле, поднимаясь вверх и внутри, и снаружи, в то время как апана имеет подобные же свойства и вибрирует в теле и снаружи его, спускаясь вниз. Будет полезно, если длина выдыхаемой праны, составляющая 16 пальцев, сравнится с длиной вдыхаемой праны. Обычно вдыхаемая длина равна всего 12 пальцам. Те, кто уравнял вдыхаемую и выдыхаемую прану, будут испытывать вечное блаженство.

Теперь послушай о свойствах праны. Вдох длиной в 12 пальцев той праны, которая покинула тело при выдохе, называется (внутренней) пуракой (пурака означает вдох). Внутренней пуракой также называется явление, когда апана-вайю снова проникает в тело безо всяких усилий. Когда апана-вайю прекращает как-либо проявлять себя и прана впитывается в сердце, время проведенное в таком состоянии, будет называться кумбхакой. Йоги умеют все это испытывать. Затем появляются различные внешние проявления праны, содержащейся в сердце, не отражающиеся в сознании, происходит то, что называется (внешней) речакой (выдохом). Когда колеблющаяся снаружи прана входит в нос и останавливается на его кончике, это явление называется внешней пуракой. Но когда она выходит из носа, она опускается на 12 пальцев, и такое явление тоже называется внешней пуракой. Когда прана задерживается снаружи, а апана внутри, такое состояние называется внешней кумбхакой. Когда сияющая апана-вайю поднимается внутри тела, этот процесс называется внешней речакой. Все эти практики ведут к освобождению. Поэтому о них нужно всегда помнить. Тот, кто понял и хорошо усвоил все внутренние и наружные кумбхаки и прочее, никогда больше не будет рожден снова. Регулярные и постоянные занятия пранаямой по описанной мною системе могут привести к освобождению. Заниматься нужно и днем, и ночью. Те, кто занимается регулярно и не дает сознанию отвлекаться на что-то другое, с течением времени достигнут нирваны.

Эти люди никогда не будут жаждать материальных удовольствий. Они будут постоянны в своих занятиях, упражняясь всегда, во время ходьбы, стоя на одном месте, бодрствуя или пребывая во сне.

Прана вытекает наружу, а затем снова возвращается в сердце, пройдя расстояние в 12 пальцев. Таким же образом впитывается в сердце и апана, проходя тот же путь в 12 пальцев от сердца и обратно. Апана, будучи луной, проходя по телу, охлаждает его, а прана, будучи солнцем, генерирует тепло в организме и переваривает все, что нужно переварить. Разве может испытать боль тот, кто достиг такого совершенного состояния, когда лучи апаны (луны) купаются в лучах праны (солнца)? Разве может снова родиться тот, кто достиг того состояния, когда апана жадно поглощает лучи праны? Это сразу же прервет цепь семи рождений того, кто достиг этого нейтрального состояния, когда апана-вайю поглощается праной и наоборот. Я воздаю хъапучидатману, который находится всегда передо мной, на кончике моего носа, где угасают и прана, и апана. Таким образом, идя этим путем, управляя праной, я достиг верховной и совершенной реальности, в которой нет места боли.

О важности и пользе пранаямы



Нет на свете более очищающего процесса, чем пранаяма. Она несет чистоту, зажигает светильник мудрости. Карма йога, которая закрывает свет и вынуждает его к новым рождениям, истощается этими занятиями и в конце концов уничтожается вовсе.

Ману говорит: «Да будут недостатки сожжены пранаямой».

Патанджали говорит: «Путем занятий пранаямой сознание подготавливается к концентрации» («Йога-сутры», 11:53).

После того, как эти дефекты кармы будут устранены, вы сможете хорошо концентрироваться. Сознание будет ровным, как пламя в отсутствие ветра, поскольку беспокоящая его энергия будет устранена. Если прана движется по принципу эфира, дыхание замедляется. Тогда вам станет легче остановить его вовсе. Скорость сознания снизится при помощи пранаямы. Вы станете бесстрастны.

Прилежный ученик достигает различных сиддхи путем упорных занятий пранаямой. Если вы сможете задерживать внутри себя один дюйм (или палец) дыхания, вы будете обладать даром предвидения, если вы задержите два дюйма дыхания, вы сможете читать мысли других людей, три дюйма дадут вам способность к левитации, четыре — способность к психометрии, ясновидению и т. д., пять — свойство быть невидимым, шесть — силу кайя-сиддхи, семь —возможность входить в тело другого человека, восемь — сохранять вечную молодость, девять — способность заставить дэвов (богов) служить себе, десять дюймов позволят вам делать свое тело огромным или крохотным, а одиннадцать позволят вам отождествиться с Параматмой.

Если во время кумбхаки вы концентрируетесь на кончике своего носа, вы будете контролировать прану. Концентрируясь при выполнении кумбхаки на пупке, вы излечитесь от всех болезней; если вы концентрируетесь на пальце ноги, ваше тело обретет легкость. Кумбхака уничтожает грехи, устраняет седину, помогает подчинить себе сознание. Когда после долгих занятий йог становится в состоянии заниматься кумбхакой в течение 3 часов, он может балансировать на одном лишь большом пальце руки. Он достигает всевозможных сиддхи. Так же как пламя сжигает топливо, пранаяма сжигает клубок грехов.

Тот, кто занимается пранаямой, становится очень красивым. Тело становится стройным, сильным и здоровым. Жировая прослойка уменьшается. Лицо такого человека сияет, глаза сверкают, как бриллианты. Его голос становится приятным и мелодичным. Становятся слышны внутренние звуки анахата. Он ничем не болеет. Пищеварение улучшается, экскременты становятся более скудными. Человек достигает такого совершенства в брахмачарье, что даже божественная нимфа не соблазнит его своими объятиями. Его аппетит становится острым, нади очищаются, а блуждание сознания прекращается, поскольку оно концентрируется в одной точке. Уничтожаются раджас и тамас. Сознание подготавливается к концентрации (дхаране) и медитации (дхъяне). Постоянные занятия зажигают внутренний духовный свет, дают счастье и мир в сознании. Прочих сиддхи, описанных выше, могут достичь лишь те, кто далеко продвинулся в своих занятиях.

Сознание человека может переступить границы обыденного и существовать на уровне, превышающем уровень рационального мышления, известном под названием «сверхсознательное состояние концентрации», и выйти за мыслимые пределы концентрации. Человек встретится с такими вещами, которые не в состоянии постичь обычное сознание, это достигается соответствующей тренировкой и манипуляцией тонкими силами, обитающими в теле, чтобы они дали сознанию толчок вверх, на более высокий уровень. Когда сознание поднимется до сверхсознательного уровня восприятия, оно начинает действовать на этом уровне, получая информацию и знание высших порядков. Такова высшая цель йоги, которой можно достичь путем занятий пранаямой. Управление вибрирующей праной означает для йога возможность зажечь огонь высшего знания, реализовать свое Высшее «Я».

Праническое целительство



Те, кто занимаются пранаямой, могут использовать свою прану для лечения тяжелых, страшных болезней. Они могут также моментально подзаряжаться праной, выполняя кумбхаку. Не думайте, что, отдавая свою прану другим, вы лишитесь ее сами. Чем больше ее вы отдадите, тем больше станет ее поток к вам из космического источника (хиранъягарбхи). Таков закон природы. Не становитесь скупым. Если вы видите человека, больного ревматизмом, осторожно помассируйте ему ноги. Во время массажа делайте кумбхаку и представляйте, что прана течет из ваших рук к ногам больного. Соединитесь с хираньягарбхой, или космической праной, и представьте, что космическая энергия течет из ваших рук в колени пациента. Больной сразу же почувствует тепло, силу и облегчение. Вы сможете излечивать от головной боли, кишечных колик и боли в любой из частей тела, вы сможете разговаривать с клетками тела, говоря им: «О клетки! Правильно выполняйте свои функции. Я вам приказываю». Они подчинятся вашим приказам. У них также имеется подсознательный разум. Направляя свою прану к другим людям, повторяйте ОМ. Попробуйте себя с несколькими больными. Вы обретете уверенность в себе и компетентность. Вы сможете лечить от укусов скорпиона. Осторожно помассируйте ногу и выведите из нее яд.

Вы сможете великолепно концентрироваться, у вас будет сильная воля, абсолютно здоровое и сильное тело. Все это дадут вам занятия пранаямой. Она поможет облегчить боль и улучшить физическое состояние. Вы должны сознательно направлять прану к заболевшим органам. Предположим, у вас вялая печень. Сядьте в падмасану. Закройте глаза. Тихонько вдохните, насчитав за это время три слога ОМ. Затем задержите дыхание и повторите ОМ шесть раз. Направьте прану в область печени. Зафиксируйте свое внимание на этом органе. Сконцентрируйтесь. Представьте, как прана проникает в ткани и клетки печени, выполняя свою задачу по их восстановлению и строительству новых клеток. (Важную роль тут играют вера, воображение, внимание и интерес.) Затем медленно выдохните. При этом представляйте, что с выдыхаемым воздухом выходят нехорошие, больные клетки вашей печени. Повторяйте этот процесс 12 раз утром и двенадцать раз вечером. Через несколько дней вялость печени будет устранена. При этом лечении не нужно принимать медикаменты.

Во время пранаямы вы можете направлять прану к любой части вашего тела и излечивать любую болезнь, острую или хроническую. Попробуйте такое лечение раз или два на себе. Вы убедитесь в своих силах. Зачем вы ищете синицу в небе, уже имея журавля в руке? Зачем вы чего-то ищете в медицине, когда у вас есть дешевое, мощное, легкодоступное средство, постоянно находящееся в вашем распоряжении? Пользуйтесь им разумно. Когда вы далеко продвинетесь в своих занятиях концентрацией и пранаямой, вы сможете исцелять одним лишь прикосновением. А на высших стадиях вашей учебы все болезни вы сможете излечивать просто усилием воли.

Исцеление на расстоянии



Вы можете передавать свою прану через пространство в направлении друга, находящегося вдали от вас. Он должен располагать при этом внутренней установкой на прием. Вы должны почувствовать тесную связь и симпатию с человеком, которого вы лечите на расстоянии.

Вы можете связаться с ним по почте и установить часы, в которые вы будете вести сеансы лечения. Можете написать ему: «Будь готов в 4 часа утра. Настройся на прием. Удобно усядься в мягком кресле. Закрой глаза. Я буду передавать тебе свою прану». Мысленно скажите больному: «Я передаю тебе заряд праны». Посылая прану, делайте кумбхаку. Выполните упражнение по ритмическому дыханию. Мысленно представьте, что прана покидает ваше сознание при выдохе, проходит через пространство и входит в тело больного. Прана путешествует в пространстве, невидимая как радиоволна, рассекая его со скоростью молнии. Прана, которая окрашена мыслями целителя, направляется наружу. Вы сами затем подзарядитесь праной, сделав кумбхаку. Такое целительство требует долгой, регулярной практики.

Подробные указания



1. Ранним утром, справив телесную нужду, приступите к занятиям. Занимайтесь пранаямой в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Пранаяма требует глубокой концентрации ивнимания. Лучше всего заниматься ею в устойчивой сидячей позе. Рядом с вами никого не должно быть, ваше внимание не должно отвлекаться.

2. Перед тем, как вы приступите к занятиям пранаямой, тщательно прочистите носовые ходы. Перед началом занятий можете выпить немного сока или маленькую чашку молока или кофе. Через десять минут после окончания занятий выпейте чашку молока или съешьте легкий завтрак.

3. Расстелите тигровую или оленью шкуру или сложенное в четыре раза одеяло. Сверху постелите кусок мягкой белой ткани. Затем сядьте на эту подстилку, повернувшись лицом к северу, и начните занятия.

4. Летом занимайтесь только один раз по утрам. Если вы чувствуете жар в голове, смажьте ее маслом амлы перед тем, как пойдете принимать ванну. Растворите сахарный леденец в воде и выпейте. Это охладит ваш организм. Сделайте ситали-пранаяму, тогда жара вам не будет мешать.

5. Категорически не рекомендуется много разговаривать, есть, спать, общаться с друзьями. «Поистине, йога не для того, кто слишком много ест, и не для того, кто ест слишком мало, она не для тех, кто слишком любит спать, и даже не для тех, кто слишком любит бодрствовать» («Бхагавад-Гита», VI. 16).

В свой рацион включите немного риса с топленым маслом-гхи. Это смажет ваши внутренности и позволит вайю свободно двигаться вниз. «Тот, кто не соблюдает умеренной диеты и занимается йогой, не извлечет из нее никакой пользы, а напротив, будет страдать от различных болезней» («Гхеранда-самхита», V.16).

6. Полное воздержание в течение шести месяцев или года несомненно позволит вам достичь быстрого прогресса в занятиях и вырасти духовно. Не разговаривайте с женщинами. Не обменивайтесь сними шутками. Полностью оградите себя от них. Вы не добьетесь хороших результатов в духовном развитии, если будете заниматься йогой, не соблюдая диету и брахмачаръю. Хотя, просто для поддержания здоровья, вы можете заниматься и в этом случае.

7. Будьте систематичны и постоянны в своих занятиях. Никогда не пропускайте ни единого дня. Не занимайтесь, если вы болеете. Некоторые люди получают растяжение лицевых мышц при выполнении кумбхаки (задержки дыхания). Этого следует избегать. Если такое происходит, значит, они занимаются больше, чем им позволяют их физические возможности. А так делать категорически не рекомендуется. Такие люди не могут регулировать свои вдохи и выдохи.

8. Занятиям йогой мешают такие вещи, как дневной сон, позднее бдение, избыточное мочеиспускание и дефекация, нездоровая пища и утомительные сознательные манипуляции с праной. Когда после всего этого человек заболевает, он обвиняет в своей болезни йогу. Это серьезная ошибка.

9. Вставайте в 4 часа утра. Полчаса медитируйте или делайте джапу. Затем сделайте асаны к мудры. После этого 15 минут отдохните. Затем сделайте пранаяму. Физические упражнения удобно объединять с асанами. Если у вас достаточно времени, вы можете делать пранаяму по окончании всех упражнений йоги и медитации. Пранаяму можно делать и как только вы встанете с постели, перед медитацией и джапой. После пранаямы сознание становится направленным в одну точку. В вашем теле появится легкость и вам будет приятно медитировать. Вы должны установить распорядок, как вам удобно, в соответствии с имеющимся у вас временем.

10. Сначала сделайте джапу и помедитируйте. Затем можете делать асаны и пранаяму. После этого снова займитесь медитацией на короткое время.

11. Хотя пранаяма —это дыхательное упражнение, она тренирует многие внутренние органы и все тело в целом.

12. Общий порядок занятий таков: сначала все асаны, затем мудры, затем пранаяма, а затем медитация (дхьяна). Поскольку для медитации хорошо подходит раннее утр о, вы можете следовать такому порядку: джапа, медитация, асаны, мудры и пранаяма. Это лучше. Но вы можете заниматься и в таком порядке, который удобен вам. После того, как вы сделаете все асаны, передохните пять минут, прежде чем заняться пранаямой.

13. Некоторые книги по хатха-йоге запрещают омовения холодной водой рано утром. Возможно, причина этого в том, что можно простудиться, моясь холодной водой в четыре утра, особенно в холодных районах. В жарких районах такое ограничение можно снять. Я всегда выступаю за холодные омовения перед началом занятий, поскольку они освежают и стимулируют. Они прогоняют сонливость. Они дают равномерное кровообращение. Они обеспечивают хороший приток крови к голове.

14. Асаны и пранаяма излечивают болезни, улучшают здоровье, улучшают пищеварение, тонизируют нервы, выпрямляют сушумну-нади, убираютраджаси пробуждают кундалини. Занятия асанами и пранаямой обеспечивают хорошее здоровье и уравновешенное сознание.

15. Поддержание физической формы невозможно без асан или каких-либо физических упражнений. Даже ортодоксальный ведантист является хатха-йогом, сам того не осознавая. Он каждый день делает какой-то вид асан. Он бессознательно занимается и пранаямой, поскольку во время медитации пранаяма приходит сама собой.

16. Каждый раз, когда вы чувствуете недомогание, если вы удручены и подавлены, занимайтесь пранаямой. Вы тут же наполнитесь бодростью, энергией и силой. Вы почувствуете подъем, обновление и радость. Делайте пранаяму старательно. Перед тем, как садитесь что-то писать: эссе, статью или диссертацию, сделайте пранаяму. Это вдохновит вас, наполнит вас оригинальными и умными мыслями.

17. Будьте постоянны в своих занятиях. Если человек хочет извлечь из занятий асанами и пранаямой максимальную пользу, постоянство занятий чрезвычайно важно. Те, кто занимается урывками, время от времени, не извлекут большой пользы. Часто люди занимаются два месяца с большим энтузиазмом, после чего бросают занятия. Это печальная ошибка. Они хотят, чтобы рядом с ними всегда находился учитель-йог. У них изнеженный, зависимый характер. Они ленивы, апатичны и инертны.

18. Люди не хотят устранять свои малы (несовершенства) путем самоотречения и усмирения ума йогой. Они хотят сразу прыгнуть туда, где можно разбудить кундалини и вызвать Брахмакара-вритти. Но такие лишь ломают себе ноги. Те, кто пытается разбудить кундалини асанами и пранаямой, должны иметь чистые помыслы, речи и деяния. Они должны соблюдать физическую и психическую брахмачарью. Только тогда они смогут вкусить радость от пробуждения кундалини.

19. Посейте семена духовности в юном возрасте. Не тратьте вирью (семя) понапрасну. Дисциплинируйте свои чувства и сознание. Делайте садхану. Когда вы постареете, вам трудно будет уверенно делать садхану. Поэтому займитесь ею с юных лет, очень скоро вы почувствуете, какие преимущества это дает.

20. Каждый должен выбрать себе несколько упражнений из асан, пранаямы и медитации в соответствии со своими возможностями, темпераментом, удобствами и запросами.

21. Мужчина вполне может соблюдать целибат, несмотря на многие соблазны и искушения. Дисциплинированная жизнь, изучение писаний, сатсанг, джапа, дхьяна, пранаяма, саттвическая и умеренная диета, ежедневное самонаблюдение и самоанализ, интроспекция и самокоррекция, правильное поведение и практика ямы, ниямы, физического и словесного тапаса —все это вымостит долгую дорогу к достижению конца земного бытия. Люди ведут неправедную, нерегулярную, неумеренную, недисциплинированную жизнь, забывая о вере. Поэтому они страдают и не могут добиться главной цели в жизни. Так же как слон осыпает песком свою собственную голову, эти люди из-за своей глупости навлекают трудности и несчастья на свою голову.

22. Не делайте лишних телодвижений. При лишней встряске взбалтывается и сознание. Не чешитесь. Когда вы выполняете пранаяму, джапу и медитацию, ваша асана должна быть устойчивой, как скала.

23. Вы должны сами определить для себя, в соответствии с вашим здоровьем и конституцией, какую диету вам выбрать и какая конкретно пранаяма вам нужна. Только тогда вы можете безопасно и уверенно начинать свою садхану. Сначала от начала до конца ознакомьтесь с указаниями по выполнению различных упражнений, приведенными в этой книге. Вы должны ясно представлять себе технику. Если У вас есть какие-то сомнения, попросите изучающего йогу человека показать вам то или иное упражнение. Это наиболее безопасный метод. Вы не должны выбирать какое-то произвольное упражнение и начинать делать его неправильно.

24. Во всех упражнениях я советую вам мантру ОМ как единицу отсчета времени. Вы можете отсчитывать время при помощи мантры вашего гуру, имен Рамы или Шивы, Гайятри-мантры или просто повторяя числа — все зависит от ваших склонностей. Для пранаямы лучше всего подходит Гайятри-мантра и ОМ.

Вначале вы должны соблюдать счет времени при вдохе, выдохе и задержке. Если вы делаете протяженность этих фаз дыхания столь долгой, сколько вы можете сохранять их без неудобств, счет времени вам не понадобится, а правильные пропорции подберутся сами собой. Когда вы достаточно много попрактикуетесь, вам не нужно будет уже думать о временных пропорциях, все будет регулироваться силой привычки.

25. Несколько дней после начала ваших занятий вы должны подсчитывать количество выполненных повторов и видеть свое продвижение. Когда вы продвинетесь дальше в своих занятиях, вам не нужно будет отвлекаться на счет. Легкие сами скажут вам, когда вы выполнили необходимое количество повторов.

26. Не продолжайте заниматься пранаямой после того, как вы почувствовали, что устали. Занятиям всегда должна сопутствовать радость и душевный подъем. Вы должны заканчивать занятия приободренными и полностью освежившимися. Не ограничивайте себя слишком многими правилами.

27. Не мойтесь сразу же после окончания пранаямы. Подождите, отдохните полчаса. Если вы вспотели, не вытирайте пот полотенцем. Сотрите его руками. Вспотев, не находитесь на сквозняке.

28. Всегда вдыхайте и выдыхайте очень медленно и беззвучно. В таких пранаямах, как бхастрика, капалабхати, ситали и ситкари, вы должны следить, чтобы звук был как можно менее громким.

29. Вы должны понимать, что день-два позанимавшись пранаямой в течение 2—3 минут, вы не извлечете из этих занятий пользы. Вы должны день за днем упражняться в течение как минимум пятнадцати минут кряду. Если вы каждый день будете прыгать от одного упражнения к другому, это также не принесет пользы. Вы должны выбрать конкретное упражнение, которое вы будете делать ежедневно, добиваясь совершенства в его исполнении. Конечно, можно время от времени присовокуплять к нему и другие упражнения. Ежедневно вы должны делать бхастрику, капалабхати и «легкую, удобную пранаяму», а ситали, ситкари и пр. делать время от времени.

30. Вдох по-другому называется хиссваса, а выдох — уччхваса. Ментальный процесс в кевала-кумбхаке называется шуньяка, и его понимают как форму управления дыханием. Упорная систематическая практика и постепенное увеличение протяженности кумбхаки называется абхьяса-йогой. Глотание воздуха и замена им пищи называется вайюбхакшаной.

31. Кумбхака (остановка дыхания) имеет место, когда нет ни вдоха, ни выдоха, а тело неподвижно. В писаниях говорится: «Тогда он не видит форм, словно слепой, не слышит звуков, словно глухой, а видом подобен дереву. Таковы признаки того, кто достиг спокойствия».

32. Патанджали не делает особого акцента на отработке различных видов пранаямы. Он говорит: «Выдохните медленно, затем вдохните и задержите дыхание. Ваше сознание будет ровным и спокойным». Только хатха-йоги сделали пранаяму наукой и разработали много различных упражнений, которые могут подойти разным людям.

33. Некоторые соблюдают такой порядок: выдох, вдох и задержка, другие такой: вдох, задержка и выдох. Последний более привычен. В «Яджнявалкье» мы находим упоминания о многих формах управления дыханием в таком порядке: вдох (пурака), задержка дыхания (кумбхака) и выдох (речака), в то время как в «Нарадие» они присутствуют в таком порядке: выдох (речака), вдох (пурака) и задержка (кумбхака). Какую из них вы выберете — дело ваше.

34. Йог должен всегда избегать страха, злости, лени, излишнего количества сна и слишком долгого бодрствования, слишком обильной или излишне скудной еды. Если строго и ежедневно соблюдать это правило, через три месяца на вас прольется свет духовной мудрости, через четыре вы увидите дэвов, через пять месяцев вы утвердитесь в непосредственном осознании Брахмана, а через шесть месяцев вы по своей воле сможете достигать кайвалъи. Это несомненно.

35. Неофиты должны делать только вдох и выдох, с задержкой дыхания нужно подождать несколько дней. Пропорция между вдохом и выдохом должна быть 1:2, вдох должен быть по возможности длительным.

36 .Пранаяма в своей популярной и подготовительной форме может выполняться всеми и в любой позе, сидя или при ходьбе, не теряя своих неоспоримых достоинств. Но те, кто занимаются в соответствии со специальными мет одами, достигнут прогресса быстрее.

37. Постепенно увеличивайте время задержки дыхания. На первой неделе оно должно составлять четыре секунды, на второй — восемь, на третьей — двенадцать и так далее, до тех пор пока вы не достигнете своего предела.

38. В занятиях нужно руководствоваться здравым смыслом. Если какое-то упражнение вам не подходит, замените его, посоветовавшись с гуру или по собственному разумению. Это здравый смысл. Там где есть здравый смысл, будет удовольствие, совершенство и спасение.

39. Вы должны хорошо подобрать протяженность фаз вдоха, задержки и выдоха, так чтобы на любом этапе пранаямы вы не задыхались и не испытывали неудобств. Вы не должны ощущать необходимость в том, чтобы сделать несколько нормальных вдохов и выдохов, чтобы отдышаться. Будьте внимательны и прилежны. Тогда вам будет сопутствовать легкость и успех.

40. Вы не должны искусственно продлевать выдох. В этом случае следующий вдох может получиться поспешным и ритм нарушится. Вы должны внимательно регулировать длительность кумбхаки, так чтобы вы не ощущали дискомфорта и могли выполнить не один цикл пранаямы, а все необходимое количество повторов. Опыт и практика приведут вас к успеху. Повторение — мать учения. Будьте настойчивы. Еще один важный фактор — умение управлять своими легкими в конце кумбхаки, для того чтобы выдох был плавным и пропорционально соотносился с вдохом.

41. При сурьябхеде куджджайи выделяется тепло. Ситкари и ситали охлаждают. Суръябхеда уничтожает избыток газов, уджджайи— слизи, ситали— желчи, а бхастрика— всех трех.

42. Сурьябхедой и уджджайи следует заниматься зимой. Ситкари и ситали нужно делать летом. Бхастрику можно делать в любое время года. Те, кому жарко даже зимой, могут делать ситали и ситкари даже зимой.

43. Главная цель жизни — познание, реализация Высшего «Я». Если вы искренни в своем поиске и хотите быстро добиться результата, систематически выполняйте асаны, пранаяму, джапу, медитируйте, учитесь и т. д. Вы должны тщательно соблюдать брахмачарью. «Эффективными средствами управления сознанием являются получение духовных знаний, общение с мудрецами, полное оставление васан и управление праной» («Муктика-упанишада»).

44. Некоторые люди, изучающие ведантическую литературу, думают, что они джняни, и игнорируют асаны, пранаяму и т. д. Однако им также нужно делать эти упражнения до тех пор, пока они не достигнут совершенства в предварительных этапах джняна-йоги, таких, как спокойствие, контроль, самоотречение, выносливость, вера и концентрация.

45. Не колебайтесь. Не ждите, пока вы найдете гуру, который будет сидеть рядом с вами и наблюдать вас изо дня в день в течение долгого времени. Если вы искренни, постоянны и систематичны и если вы последуете правилам и указаниям этой книги, с вами ничего плохого не может случиться. Вначале могут быть небольшие ошибки, но это не страшно. Не тревожьтесь напрасно. Не бросайте занятия. Вы сами научитесь приспосабливаться. Здравый смысл, инстинкт и ясный внутренний голос вашей души подскажут вам, что делать, и укажут дорогу. В конце концов все получится. Начните заниматься прямо с этой секунды —и станете настоящим йогом.

Распорядок дня занимающегося йогой



Вот идеальный распорядок дня для тех, кто хочет целиком посвятить себя занятиям. Тот, кто ему последует, за год легко добьется власти над психическими механизмами и силами.

Вставайте в 4 часа утра. Почистите зубы, помойте руки, ноги и лицо. Пойдите в свою комнату. Все время повторяя свою мантру, сядьте на коврик. (Идеальный коврик для занятий описан в «Бхагавад-Гите» как слой травы куша, на нем оленья шкура, а сверху кусок мягкой белой ткани.) Прочтите хвалебные строки, посвященные гуру, медитируйте, сосредоточившись на его образе, и молитесь ему об успехе в ваших занятиях. Затем начните асаны. Когда устаете, делайте шавасану (глубокое расслабление) в течение нескольких минут. Завершите упражнения выполнением випарита-карани. Снова усядьтесь в сиддхасану или падмасану и медитируйте на образе вашего гуру. Сделайте как минимум десять пранаям (постепенно увеличивайте это число до восьмидесяти). После этого займитесь кумбхакой, начиная с кевала-кумбхаки для правых, а затем для левых нади. Затем сделайте суръябхеду, уджджайи, ситкари, ситали, бхастрику и т. д. После этого делайте мудры. Затем займитесь концентрацией; вы легко сможете услышать звуки анахата. В завершение упражнений предложите свою практику Господу; это ваше подношение Ему.

Таков распорядок одного занятия. В день их должно быть четыре: в час брахмамухуртха (за полчаса до рассвета), в полдень, вечером и в полночь.

После окончания занятий в час брахмамухуртха помойтесь теплой водой и займитесь своими ежедневными делами. После полуденных занятий отдохните немного, а затем поешьте. После этого займитесь изучением священных книг или делайте джапу. Начните вечерние занятия за полтора часа до заката. (Випарита-карани нельзя делать вечером и после еды.)

Падмасана и сиддхасана предназначены для джапы и медитации. Ваджрасана тоже подойдет некоторым людям для этой цели, а все остальные извлекут пользу из пятнадцатиминутных занятий ею после еды.

Общий порядок занятий





----

Статья из книги: Йога и здоровье | Око Возрождения | Свами Шивананда

Поделитесь своим мнением. Оставьте комментарий

Автору будет приятно узнать обратную связь о своём посте.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent

Комментариев 0